Король умер... Да здравствует король!

  “Говорят, что здесь бывала королева из Непала”, — пел Высоцкий в песенке об Одессе. Хроника не донесла до нас, гуляла ли и впрямь королевская чета правящей непальской династии в 1958 году по одесским бульварам, когда король Махендра с королевой нанесли визит в СССР. Нынешнее поколение россиян вспомнит скорее короля Бирендру, которого тепло встречали в Москве осенью 1976 года. По репортажам запомнился его непальский костюм: полосатая шапочка “топи”, узкие белые брюки и длинная белая рубаха. И особенно — застенчивая улыбка на полноватом лице.

    

     Теперь король Бирендра Бир Бикрам Шах Дев мертв. Убит вместе с королевой Айшварья Раджья Лакшми Деви Шах и практически всеми членами семьи, за исключением брата короля Гянендры. Тот не попал под автоматную очередь, отправившую в мир теней всех его родичей, только потому, что во время рокового застолья гулял по Национальному парку. Он и унаследовал опустевший престол. Смерть августейшей непальской четы вызвала волну неподдельного горя в самом Непале — высокогорном гималайском королевстве, зажатом между Индией и Тибетом, — и задала головоломку любителям политических детективов. Уже раздаются голоса, что единственный выживший, брат короля и дядя “принца-убийцы” Дипендры, стал виновником этой трагедии. Сам принц, находившийся в коме после самоубийственного выстрела в голову, скончался на следующий день после побоища в королевском дворце. Или его отключила от аппарата искусственного обеспечения чья-то сердобольная рука? Это только догадки. Истина — в тумане. Официальный “двор” пытается распространить совсем уж невероятную версию, что гибель королевской семьи, беспрецедентная в мировой истории по числу жертв со времен убийства российской династии Романовых, — это всего лишь несчастный случай. Якобы кто-то из охраны случайно нажал на курок автомата. Причем продолжал случайно нажимать до тех пор, пока все, кто сидел за обеденным столом, не полегли мертвыми. В том числе и “принц-убийца”, который на самом деле такая же жертва, как и его несчастное семейство.

     * * *

     ...Покойный король Бирендра родился 28 декабря 1945 г. в семье наследного принца Махендры и принцессы Индры, и его можно назвать одним из наиболее колоритных и, если бы не трагическая гибель, одним из самых “благополучных” из просуществовавших доныне правящих монархов. В начале 90-х он сумел спасти страну от гражданской войны, установив конституционную монархию. С тех пор власть с короной в стране поделили центристская партия “Непальский Конгресс” и оппозиционная “Объединенный Левый фронт”. И тем, и другим в последние годы немало попортили крови маоисты, развернувшие в окрестностях столицы Катманду партизанскую войну, в ходе которой в последние годы погибло около 1700 человек. Это, впрочем, не отпугнуло от Непала многочисленных туристов и особенно альпинистов, мечтающих взойти на самую высокую в мире горную вершину Эверест, по-непальски — Сагарматха. Туристов также привлекают бесчисленные индуистские и буддийские святилища и особенно место рождения Будды в Лумбини. Поэтому зверская бойня в королевском семействе, унесшая жизнь короля Бирендры, уже вызвавшая демонстрации и волнения среди населения и патрули на улицах столицы, грозит обернуться для маленькой страны катастрофой.

     У него было три сестры и два брата. Мать наследника престола прожила недолго, и его воспитывала мачеха — королева Ратна. Бирендра учился в школе св. Иосифа в известном индийском городе Дарджилинге, затем — 5 лет в знаменитом Итонском колледже в Англии. Год стажировался в Гарварде, изучая экономику и управление. Так что покойный король не был парадной фигурой. Он лично знал Тито, Сукарно, Мао Цзедуна, Джавахарлала Неру. Был принят в королевской семье Великобритании и императорской — Японии. И хотя нельзя сказать, что правление короля Бирендры было безоблачным, ничто не предвещало ему столь ужасной участи. Она была уготована с того дня, когда 27 июня 1971 года залпы из пушек возвестили о радостном событии — рождении наследного принца Дипендры. Того самого Дипендры, который якобы и расстрелял короля-реформатора, а заодно свою мать, брата и сестру и нескольких родственников в придачу.

     Дипендра, как и его отец, учился в Итоне (специализация — география), в последнее время писал докторскую диссертацию. Здесь он, кстати, пользовался репутацией очень доброго и веселого парня, который был неформальным лидером в студенческих компаниях.

     В 1990 году монаршей милостью был назначен генерал-полковником непальской армии, главой Национального совета по спорту, Королевского гольф-клуба и Непальского олимпийского комитета. Как заведено в аристократических семьях, никогда не чурался высоких искусств: интересовался поэзией, выучился играть на гитаре и пианино.

     Один из близких сокурсников кронпринца был шокирован и никак не мог поверить, что Дипендра мог совершить такое. Впрочем, другой выпускник Итона, знавший Дипендру, заметил, что с гостем из Непала лучше было бы не ссориться: у него был черный пояс по карате. Кроме того, у принца была необыкновенная уверенность в себе, и он мог сделать такое, чего простые смертные не осмелились бы себе позволить. Вероятно, как будущий король он был уверен, что в своей борьбе за руку юной красавицы Девиани, против которой выступала его семья, ему все равно удастся добиться своего. Не вышло: наследным королем побыл чуть более суток, да и то в коме, а его любимая женщина, говорят, увезена в неизвестном направлении. Король умер. Сначала — король Бирендра, затем — король Дипендра. Теперь же — согласно логике — да здравствует король Гянендра!

    

     Наши в городе!

    

     Весь Непал — в трауре. Как нам сообщил посол России в Непале Владимир Иванов, в посольство (здесь всего 19 сотрудников и их семьи) несколько раз уже звонили российские туристы, в растерянности спрашивая, как себя вести в этой обстановке. “Мы всех проинформировали, что в случае крайней необходимости им следует пробираться прямо в посольство”.

     Кроме того, в Непале по контракту с местными авиакомпаниями работает несколько наших вертолетных экипажей. В сложную ситуацию попали 10 наших пилотов, которые находятся на западе страны в “неблагополучном”, как его охарактеризовал посол, районе. Там намечается вспышка военных действий. И в этом случае посольство намерено эвакуировать наших ребят.

     Практически в ловушке в одной из гостиниц Катманду оказались восемь наших альпинистов, покоривших (впервые в истории альпинизма!) “восьмитысячник”. “Я им советовал пока не выходить из гостиницы, — сказал посол. — В городе волнения, и действует комендантский час...”

     Еще в Катманду есть Центр российской культуры, где тоже есть наши соотечественники. Само же посольство, расположенное недалеко от хорошо охраняемой резиденции премьер-министра, находится в спокойном районе, и его безопасности ничто пока не угрожает.

     * * *

     По поступающим из Непала сведениям, весть о смерти короля повергла население в шок. Один мужчина в Нарайангхате, услышав новость о расстреле королевской семьи, покончил с собой. В воскресенье к королевскому дворцу, где до 10 июня будет храниться специальная книга соболезнований, выстраивались огромные толпы скорбящих непальцев. Госслужащим мужского пола предложили побрить головы в знак траура по королю и королеве. Некоторые простые жители сделали это добровольно. Сотня бритых мотоциклистов проехала по Катманду, требуя закрыть магазины и выкрикивая на ходу: “Да здравствует монархия!” и “Смерть убийцам!”.

     Министерство внутренних дел попросило непальцев не проводить в ближайшие 13 дней никаких торжеств и не устраивать свадеб. В понедельник утром в официальных газетах Непала было опубликовано сообщение о смерти Дипендры, находившегося в коме и коронованного после убийства короля Бирендры. В выходные западные агентства писали, что жизнь Дипендры поддерживается искусственным путем, и его регенту Гянендре предстоит решить, отключать ли принца от аппарата искусственного дыхания или нет. Очевидно, регент свой выбор сделал.

     В воскресенье на одной из улиц Катманду прошла демонстрация с публичным сожжением выпуска индийской газеты, описавшей подробности кровавой бойни. После похорон короля и королевы многие жители Катманду побоялись, что в городе начнется хаос, и поспешили запастись продуктами и керосином, но, поскольку большая часть магазинов была закрыта, в немногих открытых столпились очереди.

     Теперь многое зависит от того, как поведет себя новый правитель, брат убитого короля Гянендра.

    

     Дядя самых честных правил

    

     Гянендре уже пришлось однажды быть королем Непала. Правда, это было совсем недолго и очень давно. В ноябре 1950 года, когда Гянендре было всего четыре года, его короновал премьер после того, как их с братом общий отец король Махендра бежал в Индию. Впрочем, в феврале 51-го Махендра уже вернулся обратно, и пришлось маленькому королю отдавать бразды правления в руки отца. В мае 1970 года он женился на принцессе Комаль, сестре убитой королевы Айшварьи.

     Гянендра, в прошлом заядлый охотник, в последнее время резко поменял свои ориентиры и стал защитником природы. Сейчас он возглавляет Фонд сохранения природы имени короля Махендры и Британско-непальское общество. Как и остальные члены королевской династии, Гянендра являлся поклонником различных искусств и даже сам пописывал иногда стишки под псевдонимом Г.Шах.

     Многие местные аналитики сразу после похорон королевской семьи стали говорить о единственном и уникальном шансе для Непала достичь согласия между борющимися партиями и преодолеть экономическую отсталость и бедность. Теперешний хаос, когда многие непальцы до сих пор не могут поверить в смерть своего монарха, очень выгоден маоистским повстанцам. Маоисты подозревают в убийстве Бирендры и его семьи премьер-министра Гириджу Прасад Коиралу (еще одна версия), который якобы собирался использовать армию в борьбе против “народной войны”, а либеральные взгляды короля Бирендры не позволяли ему этого сделать.

     Однако местная пресса утверждает, что Гянендра обладает сильным характером и способен проявить твердость характера. Оппозиция даже побаивается, что эта твердость может стать чрезмерной: узнав, что регентом полуживого Дипендры назначен его дядя, представители оппозиции провели демонстрацию, боясь угрозы авторитаризма.

     На непальском флаге, представляющем собой два красных треугольника, изображены солнце и луна. Тем самым подчеркивается, что династии раджей, правившие страной с глубокой древности, восходят к лунным и солнечным родам. Или, говоря другими словами, непальские короли повелевают подлунным и подсолнечным мирами. И где-то там среди этих миров сейчас горестно скитается дух несчастного короля Бирендры, чья смерть, наверное, так навсегда и останется страшной и кровавой загадкой.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру