Жилищно-коммунальная афера

6 июня 2001 в 00:00, просмотров: 134

Ровно месяц остался у россиян на относительно спокойный сон без навязчивых дум, где бы наскрести денег на следующую квартплату. Ибо именно такой срок для доработки программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства установил кабинет министров.

Прошедшей зимой не только жители Приморья проверили на своей шкуре суровость русской зимы. По свидетельству мэра города Кирова Василия Киселева, коммунальным службам здесь пришлось устранять до 40 разрывов труб в сутки. А вот столицу Калмыкии, Элисту, от замерзания спасла лишь мягкая зима. Пострадали Тамбов, Томск и даже Московская область, где тоже практиковалось веерное отключение электричества. Однако дело тут отнюдь не в метеорологических капризах. А в большой политике, которая неуклюже наступила на закон о местном самоуправлении. В результате уже успевшие сложиться на местах механизмы финансово-хозяйственных взаимоотношений в сложных зимних условиях просто не завелись. Что, собственно, не могло не произойти.

Несколько лет российские парламентарии корпели над текстом Закона о местном самоуправлении. Ой, как непросто было убеждать исполнительную власть в том, что надо передать часть государственных полномочий (а с ними — и собираемых налогов) на места, ибо там, в городах, виднее, как этими деньгами правильнее распорядиться! Да и, как известно, 80% всех потребностей человека удовлетворяется на местах. Значит, деньги там нужнее. Депутаты предлагали перераспределять в пользу местных бюджетов до 50% собираемых налогов. В результате в 1995 году был-таки принят Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, по которому существенная часть налогов действительно должна была оставаться “на местах”.

Однако недолго эта городская вольница продолжалась. Только успели губернаторы и мэры свыкнуться с мыслью, что забота о местном населении теперь лежит на их плечах, как все пошло кувырком. Приступив к административной реформе, в Кремле решили перекроить буквально все.Я помню все твои трещинки...Еще год назад, во время президентской предвыборной гонки, Владимир Путин на совещании с мэрами “забросил удочку”: мол, если приду к власти, ваша жизнь станет легче — государство возьмет на себя часть ваших обязанностей. Правда, в ответ местным властям придется отдать государству назад часть налогов. Мэрам это предложение показалось заманчивым.

На сегодняшний день деньги действительно забрали. Муниципалам ныне остается только 37% средств, собираемых городом с налогоплательщиков: налог с продаж, налог на вмененный доход и до 20% подоходного налога. Мэры ожидали, что следом, как и было обещано, государственная казна возьмет на себя финансирование некоторых видов работ по поддержанию городского хозяйства. Однако те же приморские города, как и все прочие муниципальные образования, в 2000 году так и не дождались перевода средств из Центра. Более того, Советы по местному самоуправлению при президенте и при правительстве за прошедший год ни разу даже не собрались. А специализированное управление в Администрации Президента и вовсе было ликвидировано. Так что мэрам и поплакаться-то на катастрофическую нехватку денег стало негде...

Практически все 12000 муниципальных образований и без того не могли обойтись без дотаций. Теперь же, после перераспределения денег в пользу госказны, шансов покрыть городские расходы только за счет оставшихся средств не осталось. Очевидно, что мэрам придется так или иначе уповать либо на регионального благодетеля, либо на Москву.

По некоторым данным, в большинстве городов России, скажем, теплосети не ремонтировались аж с 70-х годов. Ныне средств на модернизацию и вовсе взять негде. В результате на местном уровне сформировался своеобразный замкнутый круг. Деньги на поддержание в работоспособном состоянии всей городской инфраструктуры собираются с самих горожан, которые и так зарплату получают нерегулярно.

До этой зимы забота о трещащих по швам муниципальных хозяйствах лежала в том числе и на губернаторах. Они, естественно, были командирами всем градоначальникам. Средств, правда, и тут с недавних пор стало не густо. Поскольку и с них Центр содрал свою долю. Кроме того, вдруг заговорили, что и те жалкие региональные крохи губернаторы на самом деле используют для политического давления на неугодных мэров.Диктатура для пролетариатаВот так нескладно все у нас вышло с местным самоуправлением. А между тем многие страны успешно развивали местное самоуправление и богатели. Например, Финляндия, которая когда-то входила в состав Российской империи, нашла в себе силы, чтобы не спеша создать эффективную систему муниципальной власти. У них на отопление денег хватает... Впрочем, не только на севере Европы местная власть дала положительные результаты. Испания за двадцать лет демократии сумела превратить города и села в доноров государства! Примеры эффективности муниципальной власти имеются в Японии и Америке. Даже в Чили, при живом диктаторе, население доросло до местного самоуправления...

Мы же опять пытаемся карабкаться в будущее по прямолинейной властной вертикали. Многие губернаторы и мэры посчитали, что им удобнее, когда за тепло в домах отвечают где-то далеко — например, в Кремле. Кремлевским же чиновникам — не дует. Они за тридевять земель. Так что все идет к тому, что гражданам придется взять на себя содержание всех коммунальных служб. Московские чиновники, например, и раньше не раз говорили, что в будущем намерены отказаться от дотирования коммунальных служб из городского бюджета. Однако это будущее нагрянуло слишком скоро. Муниципальные органы столицы намерены привести городское законодательство о местном самоуправлении в соответствие с федеральным.

Не так давно мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что основная задача состоит в том, чтобы придать органам самоуправления статус органов государственной власти, то есть к вопросам местного значения могут быть отнесены местные финансы, утверждение и исполнение местного бюджета, принятие планов и программ, развитие муниципального образования. В результате гражданам придется самим платить, чтобы холодно не стало.

Любопытно, что Европейский банк реконструкции и развития недавно заявил о готовности финансировать российские муниципальные проблемы — то есть давать городам целевые кредиты. Другое дело, что сами мэры подчас не готовы брать деньги. Так, по мнению бывшего руководителя Управления по вопросам местного самоуправления Администрации Президента Бориса Минца, городу все равно мало что достанется. Психология нынешнего чиновничества такова, что губернатор не даст мэру пустить кредит в дело.Помоги себе самПроблема местного самоуправления неожиданно оказалась сложнее, чем предполагал Кремль. Впрочем, без нынешних приморских катаклизмов, похоже, провинция так и продолжала бы медленно “засыпать” от холода. Более того: поиски виновных в топливном кризисе этого года подталкивают чиновничество к простым решениям. Например, лишить местные власти остатков самостоятельности...

Впрочем, президент, поездив весной по Сибири, привез в Москву “свежие” суждения. На сей раз он предложил серьезно укрепить экономическую базу местного самоуправления. А именно: в очередной раз перераспределить налоговые поступления. Теперь уже — в пользу местных бюджетов. Причем в этой схеме губернаторы отдыхают, поскольку деньги предполагается направлять городам напрямую.

Стремление передать на самый низший уровень власти наиболее острые проблемы государства свойственно многим странам мира. Так, еще в начале 90-х годов во вполне благополучной Швеции возник существенный дефицит государственного бюджета. Местный парламент провел бюджетную реформу, итогом которой стал перенос всей тяжести государственного долга на уровень муниципалитета, а значит — граждан. Им-то и пришлось за все расплачиваться своими налогами и квартплатой. Впрочем, Борис Минц не совсем согласен с подобной трактовкой зарубежного опыта. По его мнению, шведы таким образом не стремились решить бюджетные проблемы. Они просто перенесли трудности на уровень города, чтобы сохранить авторитет существующей государственной власти.

В России все несколько сложнее. Многие граждане не настолько платежеспособны, чтобы профинансировать собственную жизнь. Да и органы власти пока не в состоянии организовать работу так, чтобы города стали зарабатывать достаточно денег.

Тем не менее эта идея оказалась очень живучей и на текущей неделе получила развернутое продолжение. Сначала этой проблеме был посвящен Госсовет, где президент в компании губернаторов натягивали бюджетный тришкин кафтан на запущенное городское ЖКХ. И порешили поделить ответственность за реформирование коммунальных служб между всеми ветвями власти. Видимо, чтобы в результате не нашлось крайнего. Затем эту же проблему обсуждало правительство на своем заседании.Платить будут всеКак рассказал председатель Госкомстроя России Анвар Шамузафаров, государству так или иначе придется уйти от дотирования убытков в коммунальной сфере. Как известно, чтобы в квартирах россиян было светло и тепло, ЖКХ в год необходимо более 300 млрд. рублей. Если говорить обо всей стране, то сегодня 119 млрд. рублей население платит за жилищно-коммунальные услуги самостоятельно. А 123 млрд. рублей тащат на себе бюджеты государства разного уровня. Еще 20 млрд. попадают в коммунальные службы за счет игры на тарифах. А вот 60 млрд. рублей ничем и никем не оплачиваются, ежегодно нарастая в колоссальный долг.

На сей раз правительство остроумно решило больше не вычислять злостных неплательщиков, а скопировать практику европейских стран: заставить граждан самостоятельно выплачивать все 100 процентов коммунальных платежей. А сэкономленные 123 млрд. — направить на помощь малоимущим. Как заявил Шамузафаров, центры субсидирования малообеспеченных граждан уже имеются в каждом населенном пункте. Министр бодро заметил: “Мы думали, что подавляющее большинство граждан потребует субсидий. Однако оказалось, что в этих центрах зарегистрировалось всего 7,7 процента всего населения страны”.

Правительство склоняется к тому, что гражданин сам должен решить: бедный он или богатый. Если не зарегистрировался в центре субсидий — значит, богатый и можешь платить все до копейки. Однако рановато власти радуются такому скудному потоку страждущих. Очевидно: малые цифры сложились лишь потому, что далеко не все нащупали эту спасительную тропинку...

Впрочем, на заседании правительства еще одну оригинальную идею представил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он предложил пойти старым путем: просто распределить эти “зависшие” деньги между всеми гражданами страны, независимо от их имущественного состояния. Пусть, мол, и Березовский получит свою долю, и бабушке-пенсионерке достанется столько же.

Интересно, что на сей раз все ветви власти сошлись в одном: у этой реформы для граждан должно быть четко обозначенное начало — 1 января 2004 года.

Впрочем, это может оказаться лишь благим пожеланием. Государственной казне с ее главными сырьевыми союзниками справиться бы с собственными проблемами. Кроме народа, их у страны еще много: долги, Чечня, ПРО... Даже если очень захотеть и все-таки оставить коммунальное хозяйство городским властям, будущей зимой города и села обязательно замерзнут. Формально муниципалитетам будет очень трудно выйти на самофинансирование. Уровень зарплат, особенно в провинции, имеет жалкий вид. С россиян много не возьмешь... К тому же энерготарифы весьма изменчивы. Если сильно увлечься с их повышением — население быстро перейдет на печное отопление. Перешли же мы в середине 80-х после подорожания водки на самогон!

Многие губернаторы поспешили отрапортовать: дескать, подопечные граждане платят уже аж треть необходимого. То есть еще чуть-чуть — и кошелек ответственного квартиросъемщика окажется хоть и значительно худее, но зато городские хозяйства не будут нуждаться в государственных подпорках. Однако погоня местных властей за 100-процентной оплатой коммунальных платежей напоминает бег ослика за морковкой. С одной стороны, овощ всегда рядом, с другой — никогда не достижим...



    Партнеры