Баллада о ржавых гвоздях

Каждое утро Америка просыпается с новостью дня, вынесенной в заголовки газет. В процветающих США все спокойно, как в сказочном Багдаде. И новость дня — Джордж Буш с молотком в руке, забивающий гвоздь на стройке нового общественного здания в Тампе, штат Флорида. А в это же самое время в том же самом Тампе состоялось еще одно событие, не попавшее на первую полосу респектабельной “New York тimes”, а затерявшееся где-то среди всякого информационного мусора.

Пока Буш энергично орудовал молотком на стройке, к зданию городского суда привезли в фургончике с большими окнами, сквозь которые все внутри было видно, как в аквариуме, 74-летнего американского полковника Джорджа Трофимоффа (по-нашему — Георгий Трофимов), обвиняемого в шпионаже в пользу СССР, а затем и России. Военного пенсионера загребли еще в прошлом году, поймав на “подставе” — подослали к нему липового связника КГБ, а на самом деле — агента ФБР, и Джордж Трофимофф клюнул на эту клюкву. Старый гвоздь сломался, не распознав ловушки. Видать, даже в стране всеобщего благоденствия пенсионерам жизнь не сахар — до ареста Трофимов скромно работал в бакалейной лавке упаковщиком покупок. И предложение фиктивного агента показалось отставному шпиону хорошей возможностью пополнить скудный бюджет военного пенсионера. В итоге Джордж Трофимофф оказался там, куда спустя год попадет его коллега Роберт Ханссен и где вот уже десять лет сидит знаменитый ветеран ЦРУ Олдрич Эймс — другой российский резидент, кстати, знавший Трофимова “по совместной работе”.

Трофимоффа в США уже окрестили “источником Кремля номер один в холодной войне”, его фамилия была первой в андроповском списке работавших на СССР шпионов. Причем якобы работал Георгий не за деньги, точнее не только за деньги, но и за идею. По словам прокурора Вальтера Ферра, на одной из ФБРовских пленок, записанных в ходе секретного наблюдения за Трофимовым, он сам признается, что чувствует себя не американцем, а русским и “сделал это для Родины”.

За свою ударную 25-летнюю карьеру “работы на Родину” Джордж-Георгий Трофимов успел передать оттуда сюда более 50 тысяч страниц секретных документов, касающихся разработок США в сфере биологического и химического оружия, планы предполагаемых военных действий и много такого прочего. Связным у генерала был его друг детства, дослужившийся до высокого поста в Русской православной церкви в ее зарубежных епархиях. По некоторым данным, это был Игорь Сусемиль (Susemihl), который был митрополитом в Австрии и скончался в 1999 году.

В США выходец из семьи русских эмигрантов в Германии Трофимов приехал в 1951 году, через два года вступил в армию, дослужился до полковника и ушел в отставку. В 59-м его, уже гражданского, наняли в армейскую разведку. С 1969 по 1994 гг. он работал в Германии в Нюрнберге, допрашивал перебежчиков из соцстран. После падения Берлинской стены, как утверждают обвинители, КГБ перестал нуждаться в услугах Трофимова, но тот продолжал таскать документы из секретного архива вплоть до 1994 года.

По версии обвинения, Трофимов оказался настолько хорошим агентом, что, если верить материалам следствия, ему начисляли постоянную зарплату и даже давали премии и государственные награды. Четверть века ударного труда на благо социалистического строя принесла ему 300 тысяч долларов. Правда, не ясно, зачем тогда было полковнику в отставке подрабатывать в бакалейной лавке на старости лет. На этом, кстати, заостряет внимание защита — адвокат Трофимова Даниэль Эрнандес выдвигает свою версию: якобы Трофимов настолько нуждался в деньгах, что выдумал все эти истории, вставив для правдоподобия имена реально существовавших людей. А теперь государство, утверждает Эрнандес, пытается поставить шоу на сюжет “шпионские страсти”. Да и сам обвиняемый не признает вины.

В общем, “гвоздя”, в смысле сенсации, для первой полосы утренних газет из Трофимова пока сделать не удалось. Сыплется одна ржавчина.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру