Членовоз на грядке

16 июня 2001 в 00:00, просмотров: 776

Если подъезжать к деревне Черноусово с тыла, по “шершавому” проселку, огород Михаила Красинца заметен чуть ли не за километр: весь он сплошь пестреет какими-то бежевыми, красными, черными, белыми пятнами... И лишь вблизи обнаруживается: на грядках-то не овощи созревают и не ягоды, а стоят рядами-шеренгами автомобили. Десять... тридцать... семьдесят... сто... сто двадцать...

— Здесь у меня сейчас собрано около 140 машин, — улыбается нашим арифметическим упражнениям хозяин. — Кроме того, 20 штук хранятся по гаражам у знакомых в других местах. И еще предстоит раздобыть сотню “моторов” — вот тогда будет полный комплект!

Заветная мечта Красинца — создать музей советской автотехники 40—80-х годов. Под нее, под эту самую мечту, Михаил и строит свою жизнь. Было время — он работал на АЗЛК, “пахал” механиком и пилотом в командах гонщиков, вел секцию в ДОСААФ... Потом забросил все посторонние заботы и вот уже 10 лет занимается только любимым делом, организовав клуб “Ретро-Москвич”.

Первые легковушки, взятые для коллекции, Миша ставил прямо на тротуаре под окнами своей московской квартиры. Скопище потрепанных колесных ветеранов регулярно подвергалось разрушительным набегам окрестных пацанов: били стекла, корежили металл, поджигали... Наконец, не выдержав, Михаил решил скрыться подальше от хулиганов. Продал столичную жилплощадь и вместе с женой Мариной перебрался в тульскую глубинку — в полуумершую деревню Черноусово. Сюда же потихоньку перегонял из Москвы свои четырехколесные раритеты.

— На одной машине еду — другую на сцепке тащу... Так и мотался челноком. Меня уже на Симферопольском шоссе все сотрудники ГИБДД знают. Случалось, помогали, когда какой-нибудь из моих красавцев на трассе “скисал”... И никогда к документам не придираются (хотя ведь эти старички техосмотр давным-давно не проходили!): знают, что техника для музея предназначена.* * *Возле задней стены старого деревенского домишки словно врос в зелень травы шикарный “членовоз” — “Чайка”. Рядом молодые лопушки бойко тянут листья из-под колес пяти почтенных “ЗИМов”. Вдоль забора, оккупированного зарослями малины, выстроились 21-е “Волги” самых разных модификаций. Напротив них — фарами в фары — стоят многочисленные “Победы”. На другой половине экс-огорода — полновластие “Москвичей”. А по краю поля, начинающегося сразу за деревенской улицей, Красинец расставил дюжину старых грузовиков — “газиков” и “ЗИЛов”.

Наша экскурсия по этому “автомобильному зоопарку” длилась более двух часов. Среди привезенных Михаилом в Черноусово колесных экспонатов есть очень редкие и даже уникальные образцы. Вот, скажем, серая легковушка с совершенно незнакомой “физиономией” — оказывается, это так называемый “проект 355”, один из опытных образцов “Москвича”, которые еще в 1971 году создали на АЗЛК, чтобы со временем запустить в производство на смену популярной 412-й модели. Однако 355-й на конвейер так и не был поставлен — вместо него погнали в серию “бронебойные” “Москвичи-2140”. Экспериментальная машина “проекта 355” сначала хранилась на заводе, а потом ее передали Красинцу для будущей музейной экспозиции.

У дощатого сарая притулился другой автоуникум — советский джип “Москвич-415”... Что? Вы о таком и не слыхали? Ничего удивительного! Эти внедорожники хотели выпускать в 60-е годы, но дальше опытных экземпляров тоже дело не пошло. А жаль: машинка-то получилась у проектировщиков весьма симпатичная, по внешнему виду ничуть не хуже зарубежных образцов. Из трех собранных тогда “москвичевских джипов” Красинец сумел “вычислить” лишь один, да и от того сохранился только кузов.

Из числа редких автомобилей, которых теперь по России днем с огнем не сыщешь, у Михаила на огороде прописаны еще М-72 — “Победа”-вездеход с двумя ведущими осями; “москвичонок”-кабриолет с откидным верхом, выпущенный более полувека назад; полноприводные “Москвичи” — М-410Н и универсал М-411, которых на заводе в конце 1950-х было выпущено всего-то несколько сотен штук. Есть в коллекции старички, специально изготовленные на АЗЛК мелкими партиями для безногих и безруких инвалидов. (Одну из этих машин Красинец “пас” чуть ли не 25 лет, прежде чем сумел заполучить в свое распоряжение.)

— А во-он ту “Волгу” в 1961 году ее владелец оформлял в Госавтоинспекции прямо вслед за Юрием Гагариным, который тогда тоже приехал за документами на свою новую “волжанку”, полученную в подарок от правительства после космического полета. У них даже госномера расходятся всего на несколько единиц...* * *На каждую ретромашину, необходимую для будущего музея, Михаилу приходилось наскребать рубли по сусекам, в ущерб семейному бюджету. А на ту же “Чайку” Михайло ахнул часть суммы, вырученной от продажи московской квартиры.

— Здесь, в Черноусове, не только мои машины стоят, — уточняет Красинец, — но и те, что раздобыли другие активисты “Ретро-Москвича” — Валерий Дроков, Сергей Ионес... Часть автомобилей вообще даром досталась. Некоторые автовладельцы, услышав про наш клуб, просто отдавали свои обветшавшие или битые “Москвичи”, “Победы”: все равно ведь покупателя на этих старичков сейчас не найдешь, а нам даже такая рухлядь пригодится — на запчасти, например, для реставрации экспозиционных образцов техники.

Одна из статей дохода, подкармливающих создателя музея, — теле- и киносъемки. Среди четырехколесных ветеранов Красинца есть несколько настоящих звезд экрана. “Победа” и 401-е “москвичата” снимались в знаменитой ленте режиссера Германа “Хрусталев, машину!”. “Волга”-такси засветилась в “Старых песнях о главном-2”... А вот “ЗИЛ” не так давно понадобился американцам на съемках скандально известного фильма о советских моряках с подводной лодки “К-19”.

— Ради такого случая пришлось специально перегонять машину из деревни в Москву. Техпаспорта у этого грузовика давно уж нет, но повезло: ровным счетом одиннадцать постов ГИБДД по пути до места назначения миновал благополучно. Однако уже на обратном пути со съемочной площадки нарвался-таки на въедливого инспектора... и лишился водительских прав.* * *Планов и задумок у Михаила — не на один десяток лет вперед: дособирать коллекцию до полного комплекта (около 250 “моторов”); соорудить крытую площадку для размещения раритетной техники; отреставрировать автомобили и, кроме того, на основе нескольких заурядных легковушек воссоздать не сохранившиеся их модификации: фургончики, кабриолеты, спортивные машины... А еще бывший гонщик Красинец хочет проложить в окрестностях Черноусова трассу для автогонок “в стиле ретро” — на стареньких “Москвичах”.

Все это в будущем. Пока же — сочно зеленеют поля вокруг, в речушке Уготь, что течет по соседству, безмятежно плещутся самые настоящие бобры... и стоят на деревенском огороде 140 автомобилей.

...Сказка, да и только!

В воскресенье, 24 июня, Михаил Красинец и его коллеги — любители ретромобилей — будут гостями площадки “Круговорот” на празднике “МК” в Лужниках. Не упустите возможность полюбоваться выставленными здесь “динозаврами на колесах”!



    Партнеры