"Грачи" не прилетели...

На Северном Кавказе очередное громкое ЧП. В четверг вечером там пропали сразу два “грача” — штурмовика “Су-25” из авиагруппировки Федеральных войск в Чечне. Двое суток летчиков и самолеты искали поисково-спасательные группы. Военные до последнего надеялись, что самое худшее миновало пилотов. Вчера во второй половине дня к югу от райцентра Итум-Кале на высоте 2500 метров были обнаружены обломки самолетов... В одном из них летел Герой России подполковник Юрий Якименко.

Штурмовики, выполняющие боевое задание в районе Шатоя, пропали с отметки радаров через двадцать минут после взлета — в 16.55. На поиски летчиков сразу направили специальные группы, которые прочесывали местность до наступления темноты. Еще теплилась надежда на спасение пилотов.

Летчика-снайпера подполковника Юрия Якименко и капитана Олега Подситкова они искали в горном Шатойском районе Чечни. Именно туда с аэродрома Моздок (Северная Осетия) вылетели пилоты. Условия для полета в тот вечер были, мягко говоря, не самые лучшие. Штурмовать цели в горах трудно даже в светлое время. А тут летчикам предстояло выполнить боевую задачу в сумерках и сложных метеорологических условиях. В мирной обстановке командиры едва ли решились бы выпускать в полет штурмовики. Но война диктует свои правила. Вылетая на трудное задание, летчики никогда не говорят “последний полет”, предпочитают слово “крайний” — подразумевая, что за ним последуют новые. Эх, кабы знать...

Когда прервалась связь с пилотами, на земле сразу поняли: произошло ЧП. Ни Якименко, ни Подситков до последних секунд радиосвязи не сообщали о чем-то тревожном. К этому времени пилоты уже находились в районе боевой работы — в так называемом Волчьем ущелье.

Туда на вертолетах вылетели поисково-спасательные группы и спецназ. Но сразу обнаружить “Су-25” им не удалось. Утром в пятницу поиски разбившихся самолетов и летчиков возобновились (в том, что они потерпели аварию, специалисты не сомневались). Операцию возглавил начальник инспекции Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-майор Анатолий Бакушев. А расследование авиапроисшествия взял под личный контроль главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков.

Справка “МК”. В период 1999—2001 годов на Северном Кавказе авиация ВВС потеряла 6 “грачей”, один самолет-разведчик “Су-24” МР, фронтовой бомбардировщик “Су-24” и вертолет “Ми-8”. Трагический список 14 июня пополнила пара “Су-25”.

Пока не отыщутся “черные ящики” разбившихся штурмовиков, точно назвать причину случившегося вряд ли кто-нибудь возьмется. Можно рассматривать лишь версии происшедшего.

Версия первая. Самолеты были подбиты скрывающимися в Шатойских горах боевиками. Кстати, прошло сообщение, что именно так прокомментировали воздушный инцидент эмиссары Масхадова. Эту версию категорически опровергают в главном штабе ВВС. Основной аргумент — имеющимся у террористов зенитным вооружением невозможно одновременно уничтожить два самолета. Тем более летчики успели бы сообщить на командный пункт об обстреле.

Версия вторая. У самолетов произошли какие-то отказы. Такое тоже маловероятно. Да, эти штурмовики уже не первой молодости. Они стоят на вооружении более четверти века (всего выпущено около тысячи таких самолетов), но считаются надежными машинами. По мнению специалистов ВВС, одновременный отказ на двух самолетах — из области фантастики.

Версия третья. Из-за сложных метеорологических условий Якименко и его ведомый Подситков были вынуждены снизиться до 1500 метров, в какой-то момент из-за плохой видимости потеряли ориентировку и врезались в горный массив. Эту версию военные пока считают основной.

Нелишне напомнить, что пять лет назад в схожей ситуации оказались пилотажники из группы “Русские витязи”. Возвращавшиеся на родину с аэрошоу летчики из-за грозы и ошибки ведомого врезались в гору недалеко от российской авиабазы Камрань (Вьетнам). Тогда разбилось три самолета “Су-27”, погибли четверо пилотов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру