Районная элегия

Похоже, московские власти до сих пор не могут оправиться от шока. Решение Верховного суда обязывает изменить привычную систему управления городом. Недалек тот день, когда каждый из 125 районов Москвы станет самостоятельной административной единицей — со своим уставом, бюджетом и органами управления. Это — требование федерального закона, который не может иметь исключений.

На пользу ли пойдет москвичам новая система управления? Ответа не знает никто. Нужна практика. А пока ее нет, городские власти настроены в основном критически. Излишняя самостоятельность районов, по их мнению, разрушит единое городское пространство, превратит город в плохо управляемую структуру и даст дополнительные возможности для коррупции. Но это — мнение чиновников, которое не может быть объективным: предстоящие изменения затрагивают их собственные властные интересы. Так что же нам ждать от реформ?

“МК” предлагает посмотреть на эту проблему глазами человека, не входящего в систему реальной власти, но в то же время весьма компетентного. Наш собеседник — известный московский промышленник, советник управы “Замоскворечье” Александр ПАНИКИН.



— Вы уже не раз предлагали изменить систему власти на местах. Даже встречались по этому поводу с Юрием Лужковым, предлагали ему эксперимент по развитию самоуправления в Замоскворечье. Реформы тогда не пошли, а теперь их приходится форсировать...

— Верховный суд лишь подтвердил то, что диктуется законами и самим развитием жизни. С одной стороны, федеральная власть восстанавливает единое законодательное поле, а с другой, управлять столичным мегаполисом в условиях полной централизации уже невозможно.

Система управления, которую создал в Москве Юрий Михайлович Лужков, была абсолютно необходима в начале девяностых. Мы все помним ужасающее двоевластие в верхах: Советы депутатов принимали одни решения, исполнительная власть — другие. Все рушилось прямо на глазах. Лужковский подход тогда спас город, сбив волну примитивной демократии. Эта система, безусловно, доказала свою эффективность. Москва быстро преображалась — была найдена золотая середина между авторитарным управлением и новыми условиями жизни.

Однако любая система со временем требует определенной корректировки, иначе плюсы неизбежно превратятся в минусы. На сегодняшний день такая высокая степень централизации перестала соответствовать требованиям времени и во многом тормозит экономическое и социальное развитие города. Бесправная администрация района не способна эффективно заниматься проблемами жителей, а городская власть, решая свои стратегические задачи, не может отвлекаться на такие “мелочи”.

— Для москвичей новая структура управления пойдет в плюс или в минус?

— Безусловно в плюс. Теперь многие проблемы могут решаться непосредственно на местах, так как появится достаточно денег для полноценной работы управы. Ведь если раньше все без исключения налоги, собираемые в районе, уходили в городской или федеральный бюджет и лишь потом микроскопическая часть из них возвращалась в район, то теперь определенный процент от сборов должен оставаться на месте.

И здесь совершенно иной порядок цифр. В 1999 году на территории Замоскворечья было собрано в городской бюджет ТРИ С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ различных налогов. А вернулось назад всего 82 миллиона!

Если бы тогда действовал закон о местном самоуправлении, то бюджет района мог составить порядка 350—400 миллионов. И понятно, что этих денег вполне хватило бы и на благоустройство, и на ремонт, и на социальную сферу. Но речь идет не о простом перераспределении средств. Самое главное, управа будет иметь бюджет, наполнение которого напрямую зависит от компетенции и инициативы руководства района. Глава же управы (избираемый, а не назначаемый) будет нести непосредственную ответственность перед жителями за все происходящее на территории.

— То есть городской бюрократии придется потесниться. Зато разрастется районная. Если сейчас мэрия не без проблем отслеживает дела десяти префектур, то как контролировать 125 управ? Ведь все разворуют!

— Разворовать в большом городском бюджете значительно легче, чем в маленьком районном. Местный бюджет гораздо прозрачнее и легче контролируется — как сверху, так и снизу. Что мешает городской власти осуществлять самый жесткий контроль над расходованием средств в районах? Другой вопрос, что руководству города надо научиться не только командовать, но и строить с управами нормальные взаимоотношения. Но и тут нет ничего необычного. По закону о местном самоуправлении живет вся страна. Возьмите хотя бы Московскую область. Там все города имеют свои бюджеты, а ведь численность населения во многих из них меньше, чем в некоторых столичных районах.

Не понимаю, почему московская власть так пугается этих изменений? Ведь оставляя управам дополнительные финансовые ресурсы, можно будет возложить на них и новые обязанности. И деньги останутся в городе. Зачем городскому правительству вникать в каждую мелочь? Пусть управа, в рамках своих полномочий, формирует свой бюджет и сама крутится.

Ничто не мешает уравнять и стартовые возможности районов. У мэра тогда будут объективные критерии для оценки работы местного руководства. Да и население быстро почувствует разницу, и, поверьте мне, удержаться в кресле главы управы некомпетентному руководителю будет очень трудно.

— Если районы сами будут распоряжаться собственностью, не станет ли это препятствием к осуществлению общегородских и федеральных программ?

— Этим программам невозможно препятствовать, так как есть соответствующие положения в законах Российской Федерации. Конечно, если предлагаемые программы нарушают права жителей, то управа обязана защищать их интересы. На такие случаи существуют согласительные комиссии, много подзаконных актов, которые определяют единство инфраструктуры города и приоритет общегородских программ. В конце концов, есть законодательная власть, которая примет необходимое решение.

— И все же последнее слово останется за управой. И кто даст гарантии, что все пороки городской власти не перейдут по наследству на районный уровень?

— Гарантия в том, что теперь местная власть будет избираться населением, напрямую представлять его интересы, а главное, находиться рядом. Попасть на прием к главе управы в тысячу раз легче, чем к любому городскому чиновнику. А проблемы бизнеса! Сегодня справиться с чиновничьим произволом на городском уровне практически невозможно.

— Вы считаете, что нынешняя московская система власти душит бизнес? А ведь, по статистике, малый бизнес в Москве процветает.

— Я как-то приводил мэру такой пример. Представьте, что вы, Юрий Михайлович, скромный предприниматель и захотели открыть свое дело в Москве. Даю голову на отсечение, что, если вы не забудете загримироваться, вам придется пройти все круги ада. Затратить уйму денег на взятки и потерять месяцы на регистрацию. Но и после этого вести бизнес вам будет крайне трудно — задушат поборами, замордуют проверками...

Все экономические решения власти монополизированы — в таких условиях комфортно существовать может только номенклатурный бизнесмен. Талантливые предприниматели не имеют возможности для самореализации, и общество на этом много теряет.

— Думаете, при новой системе управления чиновничий беспредел уменьшится?

— Он будет меньше. Руководителям управы станет выгодно, чтобы бизнес на их территории развивался, потому что они напрямую будут получать от этого деньги в свой бюджет.

— Хорошо. Районный руководитель заинтересован в бизнесе. А какие возможности у управы?

— Когда произойдет разграничение прав собственности, управа получит возможность распоряжаться своими нежилыми помещениями и муниципальными землями, то есть станет хозяином на своей территории. Тогда можно будет создать такие условия (что называется инвестиционным климатом), чтобы предприниматели потянулись в район.

Я уверен, что самостоятельность управы — это единственная возможность развития малого и среднего бизнеса. Например, согласно закону “О финансовых основах местного самоуправления” 5% от суммы налога на прибыль предприятий должны идти непосредственно в бюджет района. Представьте, какой появляется стимул работать! А это — только одна статья дохода районного бюджета!

Почему-то считается, что только местоположение в центре дает преимущества. Когда к руководству в районах придут люди, умеющие управлять, они быстро докажут, что территория, скажем, Южного Бутова ничем не отличается по привлекательности от других. Разве населению Южного Бутова не нужен свежий хлеб, не нужна обувь, не нужны химчистки, не нужны парикмахерские? Именно на окраинах самый большой рынок города.

Мы почему-то представляем, что только отчисления от налогов крупных предприятий лежат в основе финансового благополучия. В нормальных странах до 70% валового национального продукта создают мелкие и средние предприятия. Вот где простор для работы главам управ!

— Сначала этих глав нужно избрать. Если мэра мы уже знаем, доверяем ему, то лично я не вижу никого в своем районе, кто может достойно руководить. Опять выбирать по портретам на листовках?

— Мэра тоже не сразу узнали. Скажем, если известный, уважаемый в городе человек рекомендует в управу Ивана Иванова, к этому надо прислушаться. Никто из серьезных людей не будет рисковать своим именем ради того, чтобы какой-то Ваня украл 100 тысяч рублей.

— Московские дела многим не дают покоя. Взять город штурмом не получилось — решили действовать через самоуправление. Сейчас пойдет агитация по районам: голосуйте за представителя СПС, ЛДПР, “Единства”...

— Если городская власть не способна предложить людям ничего хорошего, естественно, она проиграет. Работая в управе, я вижу огромные минусы существующей системы: растранжиривание ресурсов, некомпетентность чиновников, бесправие жителей, проблемы бизнеса. Изменения назрели независимо от политической ситуации, которая, разумеется, тоже имеет место.

— Насколько я понимаю, времени у городских властей осталось не так уж много. Если не привести городские законы в соответствие с федеральными, не перейти к системе самоуправления, то осенью президент получит возможность отстранить действующего мэра от занимаемой должности?

— Именно так. И мне не понятна позиция московского правительства, предлагающего вводить изменения постепенно, через 3—4 года.

— То есть Лужкову сейчас нужно поставить во главе районных управ своих, причем вменяемых людей. Где же найти такое количество управленцев, которые к тому же еще и в деле разбираются?

— Я полагаю, что это не обязательно должны быть так называемые свои люди. Кстати, многие рекомендованные властью кандидаты могут и не пройти этот конкурс — физиономия чиновника сегодня не вызывает никаких симпатий у населения. Поэтому главное — ставить не “своих”, а разумных. Должна быть проведена нормальная избирательная кампания, которая выявит людей, способных управлять на уровне района. Только тогда Москва получит талантливых руководителей, а не бездарных чиновников или партийных болтунов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру