Укротитель пиявок

30 июня 2001 в 00:00, просмотров: 297

Помните кадры из хита прошлого века “Свинарка и пастух”, где волки нападают на отару пастуха — Зельдина? Овцы в ужасе. Ничего страшнее и страннее в своей жизни они еще не видели. По чьей-то нелепой прихоти на чистопородных овчарок надели маски волков, обклеенные мехом, и в таком виде выпустили пугать несчастных травоядных животных.

До сих пор большинство режиссеров не рискуют снимать в своих картинах настоящих волков, но случаются и приятные исключения. Последний фильм Александра Митты “Граница. Таежный роман” собираются занести в российскую Книгу рекордов Гиннесса — больше 150 земноводных, пернатых и просто усатых-хвостатых артистов с легкой руки мастера стали кинозвездами. Теперь поподробнее: 4 волка (два настоящих и два не очень), по паре уток и змей, 100 пиявок и 50 лягушек, ворон и ястреб-тетеревятник. И все это зверство во время съемок воспитывал, кормил, холил и лелеял руководитель студии “Мосфильм — КИНОлогия” Виктор Зуйков.



— Виктор, а как родилась идея собрать в фильме такое количество животных?

— Дело в том, что действие в фильме происходит на советско-китайской границе, и вокруг должна была быть амурская тайга и болота. Но поскольку фильм снимался в Калужской области в деревне Шайковке, то именно животные, по словам Александра Митты, делали картинку по-настоящему живой и достоверной. К слову сказать, в начале Александр Наумович сомневался: стоит ли снимать настоящих волков? Но я настоял на чистоте эксперимента. Тем более что в фильме снимались знаменитые актеры — Алексей Гуськов (старший офицер Голощекин, потихоньку приторговывающий наркотиками, которые провозит в животах лягушек), Рената Литвинова, Марат Башаров, Алексей Жарков, Михаил Ефремов, и им нужны были достойные партнеры.

— И где же вы нашли, например, достойных пиявок?..

— Ну, пиявок мы купили в аптеке, рублей по пятнадцать. А лягушек и вовсе задаром наловили в подмосковном лесу, причем по окраске они были, как амурские. Квакушек упаковали в специальный мешок и держали до отъезда на нижней полке холодильника. Пиявок запустили в обычную трехлитровую банку и постоянно меняли воду.

— А кормить гадов не надо было?

— “Кормить” пиявок предполагалось как раз на съемочной площадке. Эпизод был таков: герои Гуськова и Башарова проваливались в болото и вылезали оттуда, облепленные этими гадами. На что, естественно, ни один из актеров не согласился, ведь следы от пиявочных укусов проходят только через две недели.

И тогда на свое тело посадить кровососов решился помощник оператора. Но оказалось, что московские медицинские пиявки маловаты по размеру. Срочно пришлось ассистентам ехать в районный центр и покупать местных толстых пиявок. Но и тут возникли проблемы: калужские кровососы отказывались присасываться к руке столичного дублера. А московские с “разбегу” прокусывали кожу и впивались. В общем, пришлось на укус от столичных кровососов подсаживать местных пиявок. С лягушками особых проблем не было, мы их быстренько рассадили по кочкам — болото получилось замечательное.

— И они сиднем сидели?

— И гвоздями прибивать не пришлось. Еще был эпизод, когда Голощекин-Гуськов берет лягушку с “наркотиками” в руку, и она должна ему в лицо сказать “ква”. Долго мучились: ну не хочет лягушка разевать рот. Тут наш ассистент Дима Сургучев заявляет, что у него есть дрессированный экземпляр. Покопался в ведре с земноводными и достал со дна самую большую лягушку, а той, видимо, так бока намяли, что она в кадре от возмущения несколько раз все-таки квакнула. Александр Наумович пришел в восторг и назвал ее Царевной-лягушкой.

— Всем запомнился рекламный ролик с кадрами из фильма, где главный герой борется с волком и перегрызает зверю горло. Неужели такое и вправду возможно?

— Признаюсь честно: волка в этой сцене играла собака хаски по кличке Метель, а по-домашнему — просто Метелка. Был, конечно, и дрессированный волк из уголка Дурова, но даже дрессировщик не мог поручиться, что волк сможет изобразить схватку с человеком и серьезно не повредить его. Тут и мы рисковать не стали, а вот маленькие волчата, которых берет в руки рядовой Васютин (актер Александр Карпиловский), в фильме настоящие — Лобо и Бланка. Нам стало известно, что в Воронеже есть четыре маленьких хищника: охотники у них убили мать. Я поехал, выбрал двух и купил их.

— Сколько же они стоили, если не секрет?

— Как за породистого щенка отдал — по 150 долларов за хвост. Волчатам уже исполнилось три месяца, и вели себя малыши, как обычные щенки. Единственной особенностью была их реакция на запах мяса. Стоило мне прийти домой с пакетом мяса, как, учуяв еду, они впивались в пакет мертвой хваткой и могли на нем очень долго висеть, не разжимая челюстей. Мы сначала думали, что у волчат нюха нет. Кидаем кусок мяса, а они крутятся волчком, но никак найти его не могут. Поднял литературу и понял, что они настолько ощущают мясной дух, что им кажется, будто бы мясо везде. Жрали волчата со страшной силой, после еды их раздувало, как мячики, и порой мы опасались, что они могут лопнуть.

— И как же из собаки сделать настоящего волка?

— Тут потребовались титанические усилия со стороны всей нашей команды. Чего мы только не придумывали, даже специальную краску привезли, но все же необходимого сходства не было. И тогда в ход были пущены подручные средства — обычная вода из лужи и жидкая грязь! Белые полосы на морде подтушевали крепким кофе. В общем, извозюкали хасок так, что получились натуральные волки. И совершенно для нас неожиданное открытие — грязные собаки, видимо от обиды, распрямили хвосты, и сходство с волками стало потрясающее.

— По сценарию волк нападает на человека. В жизни это происходит в очень редких случаях?

— Солдаты ищут в тайге сбежавших уголовников. Один из мальчишек залезает в логово, достает оттуда волчонка и держит его на руках. Но тут появляется волчица и бросается на солдата (Карпиловского), но командир (Гуськов) загораживает его собой. Волчица бросается на него, и они сливаются в смертельной схватке.

— Как получилось, что ты стал дублером в этой “кровавой” сцене?

— Сколько мы с Метелкой-“волком” ни тренировались, на человека она нападать никак не хотела. Но на грудь прыгать я ее научил. И тут Митта говорит: “Давайте-ка, ребята, снимем, как вы катитесь в схватке с обрыва”. А обрыв — метров пять, и тут я не столько за себя, сколько за собаку испугался. Сутки Метель не кормил, а в день съемок засунул за пазуху мешок с куриными костями. “Волк” разбегается, прыгает, я ее к себе прижимаю, и мы кубарем летим с обрыва. В “полете” все время думал: только бы собаке ребра и лапы не переломать. И тут одна из самых сильных сцен фильма: стоят солдаты и не знают, чем закончилась схватка, потому что лежит их командир и на нем весь окровавленный “волк”.

А чтобы показать якобы мертвую собаку, нам пришлось привезти ветеринара и сделать псине легкий наркоз. Собаку усыпили и положили на Лешу Гуськова. Потребовалось очень много “крови”, но, как известно, даже настоящая кровь не очень достоверно смотрится на экране. Гримерная краска на шерсти животных вообще выглядит, как замазка. Ну, мы и смешали клюквенное варенье и малиновое, два вида кетчупа, и тогда нужный эффект был достигнут. Потом два часа в ручье собаку отмывали.

— А где сейчас живут волчата, чем занимаются?

— Пробовал держать их в Москве, но один день обходился студии в 300 рублей, так что они нас чуть не разорили. Пришлось скрепя сердце зубастых ребят раздать. Бланка уехала в Новосибирский цирк и там успешно выступает, а Лобо можно увидеть в Уголке Дурова.





Партнеры