Утоли моя печали

Москва захлебывается. Москва тонет. Москву нужно спасать.

Ни одна из этих фраз не является преувеличением. Москвичи дождались хорошей погоды и дорвались до водоемов. Когда чего-то долго ждешь, это часто в итоге плохо кончается.

31 человек утонул в июне на озерах, реках и прудах Первопрестольной. За такой же период прошлого года у нас захлебнулось 27 пловцов.

Корреспонденты “МК”, задавшись целью выяснить причины этой страшной “эпидемии”, пришли к мрачному выводу: спасение утопающих в Москве на самом деле только их дело. Система спасания на водах в столице России работает из рук вон плохо. Хотя сами спасатели в этом не виноваты.

— Что ж вы так поздно приехали? Только-только вот увезли утопленника, часов двадцать проплавал — такими словами встретили нас на спасательной станции Люблинских прудов, куда мы приехали вчера днем. Спасатель Максим даже расстроился из-за того, что мы не успели сфотографировать труп: “Была бы другим наука”.

На берегу большого Люблинского пруда — настоящее лежбище отдыхающих. Море пива, разморенных тел, море грязной воды. Среди этих “морей” Максим уже три года спасает нетрезвые головы отдыхающих. А это очень непросто.

— Ты понимаешь, у нас, спасателей, нет никакой законодательной базы. Ничего мы пьяным купальщикам предъявить не можем. Подплываешь к очередному такому, говоришь: “Лучше бы вам, любезный, поплавать где помельче”. А он в ответ: “Да пошел ты! Где хочу, там и плаваю”. Что мне, руки ему выкручивать и на берег тащить?

На причале спасательной станции мы заметили здоровенного детину, облаченного в оранжевый водолазный костюм. Оказалось — манекен. На нем тренируются спасатели.

— На его месте мог бы оказаться я...

— Напьешься — будешь, особенно ночью, — отшутился Максим. Большинство тонет именно ночью. С нуля часов до трех — самое утопленническое время...

Как сообщили “МК” в Региональной общественной организации профилактики и спасания на водах (РООПСВОД), вернуть к жизни утонувшего можно, если он провел под водой не более шести минут. К сожалению, в большинстве случаев пострадавшего удается вытащить на берег гораздо позже. Это происходит в том числе из-за нехватки специального снаряжения. К примеру, рациями в Москве оснащены спасатели только Южного округа, а моторных лодок имеется всего шесть штук (!) на весь город. Работники обычного поста (кстати, их зарплата составляет всего 6—7 рублей в час) “вооружены” лишь двумя спасательными кругами, жилетом и так называемым концом Александрова. Это веревка длиной 30 метров с петлей. Его набрасывают на утопающего и вытягивают на берег.

...Если на Люблинских прудах народу было много, то на Борисовских — невероятно много. Илья — водолаз, а по совместительству спасатель — достает людей из московских рек и прудов уже 21 год. В прошлое воскресенье он выудил из разных водоемов четверых “подводников”.

— И ведь из четверых три — женщины! Одна, пьяная, утонула на Бабаевских прудах, еще одна (спортсменка, между прочим) в Митине и одна в Кукине в речке Сходне. И мужик один. То ли наркоман, то ли пьяница. Утонул в Серебряно-Виноградово. Люди, рядом с которыми он нырял, говорят, что мужик вел себя странно. Хихикал, изображал тонущего, а в конце концов на самом деле пошел ко дну...

Большинство московских утопленников — мужчины (22 человека). Кроме них погибли два мальчика, 12 и 14 лет, и 7 женщин. Спасти же в период с 1 по 30 июня удалось всего восьмерых. Как и в прошлые годы, лидером по числу утопленников являются Борисовские пруды. С начала лета оттуда выловили уже шесть трупов. И, наконец, только за минувшие выходные в столичных водоемах погибло 19 (!) человек. Двоих из них удалось откачать врачам “скорой помощи”, четверо умерли из-за остановки сердца, когда только заходили в воду. Практически все погибшие в этом сезоне были молодыми людьми...

Каждое мертвое тело по закону подлежит обязательному вскрытию, в процессе которого эксперты устанавливают причину смерти. Так вот. Более чем в 60 процентах случаев врачи обнаруживают в крови утонувшего алкоголь.

Сейчас жизнь жителей столицы на водоемах охраняют 76 постов спасателей. Этого количества катастрофически не хватает для крупного мегаполиса. По словам сотрудников РООПСВОДа, чтобы предотвратить массовую гибель купальщиков, таких постов необходимо как минимум 140.

Удивительно, но факт: и доктора, и многочисленные СМИ в начале купального сезона трубят во все голоса, предупреждают граждан — кто, когда и почему чаще всего тонет в реках и озерах. Однако народ упорно продолжает делать то, чего делать нельзя, потому что смертельно опасно. Может, пора уже изменить формулировки, чтобы достучаться до массового сознания? Выглядеть это будет как памятка члена клуба самоубийц.

Хотите утонуть, дорогие сограждане? Тогда напейтесь в стельку и сразу лезьте в воду купаться.

Хотите, чтобы спасатели вас ни за что не откачали? Тогда с пылу с жару, даже не вытерев пот со лба, срочно бросайтесь в воду. Из-за контраста температур с большой вероятностью остановится сердце. Тогда вас точно никто не “оживит”.

Хотите сломать себе шею? Нет проблем. Нырните в воду, не обследовав предварительно дно. На какую-нибудь бетонную балку или могучую корягу наткнетесь наверняка.

Конечно, это звучит цинично. Но как еще образумить тех, кто даже под страхом смерти все делает с точностью до наоборот?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру