Зачем России новый трудовой кодекс?

Проблема отношений между капиталом и наемным трудом родилась не вчера. Самых любопытных призываю перечитать хотя бы труды Карла Маркса, которые еще доступны в наших библиотеках. А всех остальных, кого история интересует в меньшей степени, чем наша нынешняя жизнь, адресую к новому Трудовому кодексу. Не без скандалов принятому Госдумой в первом чтении на прошлой неделе.

Вообще, в разных странах — разный взгляд на Трудовой кодекс. Где-то законодатели ограничиваются основными понятиями: дескать, имеют граждане право на труд с 8.00 до 17.00, и точка. Детали этого “имения” прописаны в ведомственных инструкциях или юридических комментариях. Другие пишут законы-энциклопедии с количеством страниц почти как в “Британике”, чтобы у кадровиков сомнений не было, по какой статье кого уволить. Скажем, в Панаме некогда появился трудовой кодекс, в который были заложены все без исключения проблемы. В результате в нем оказалось больше 1000 статей. Запомнить, конечно, весь объем невозможно, но, если до суда дело дойдет, — какое раздолье адвокатам!

Наши депутаты, приняв на днях в первом чтении проект нового КзоТа, удовлетворились 400 статьями. Как раз посередине...

Не секрет: старые, советские законы о труде многие предприниматели попросту отказываются выполнять. Мол, это не про нас, пусть по кодексу живут бюджетники, ибо речь в Советском Союзе могла идти о них и только о них. Сейчас же, с наступлением рынка, многие сферы деятельности оказались фактически вне закона. Как на работу работника принять и как уволить? Ну нет, например, в старом кодексе ничего о правах или обязанностях частных предпринимателей, да и “вторичная занятость”, проще говоря, совместительство, прописана в нем из рук вон плохо. И потому по действующему (пока) законодательству человек, устроившийся на вторую работу, ограничивается в заработке. Можно трудиться хоть до седьмого пота — а больше половины оклада не получишь. Как следствие, сплошь и рядом возникают неформальные отношения. Я тебе свой ценный труд — ты мне конверт “условных единиц”. Мимо кассы... И вот пришла пора расставить все на свои места.

Директор бюро Международной организации труда (МОТ) по Восточной Европе Жан-Виктор Груа считает, что Россия в мире рассматривается как “продвинутая” страна. Но он же говорит, что нельзя продвигаться вперед, когда сзади не подпирает прочное законодательство. А КЗоТ — основа основ.

Из тени в свет перелетая...

Как ни парадоксально, но появление Трудового кодекса должно стать шагом... к снижению бедности. Сейчас в России минимальная оплата труда — это примерно 6% от прожиточного минимума. Минимальная пенсия — около 25%. Получается, что на денежную помощь от государства, а ее размер равен прожиточному минимуму, может претендовать 50% населения. 70 миллионов россиян! Ясно же, что на такое количество людей денег в казне никогда не хватит. Наверное, именно поэтому реально по стране помощь оказывается всего 8%. И размер ее составляет не больше 4—5% прожиточного минимума. Типа вот вам 100 рублей — живите и радуйтесь.

Заведующая лабораторией Института социально-экономических проблем РАН Лилия Овчарова считает, что в России достаточно ресурсов для сокращения бедности. Вопрос только в том, как их — эти ресурсы — распределять.

На самом деле неравенство людей — это благо для государства. Потому что оно стимулирует государство к развитию. Если вы эффективны, у вас нет ограничений по занятости, вы обладаете некоторыми способностями, квалификацией и талантом, то это ваше право: сколько работать, как зарабатывать на жизнь. И если вы эффективно зарабатываете, работаете на двух работах, то вы способствуете экономическому росту.

Кстати, неравенство было даже в Советском Союзе. Еще в 89-м году в Академии наук пришли к выводу, что неравенство в СССР соответствует примерно общеевропейскому стандарту. Но оно обеспечивается не за счет зарплаты или рыночных механизмов, а за счет скрытых социальных льгот и привилегий. Помните, все предприятия имели социальные льготы. Каждое министерство имело спецполиклинику, ателье и прочие закрытые для широкой общественности объекты. Возможностью пользоваться дефицитом и особым распределением товаров с услугами и определялось неравенство.

Самое забавное, что, потеряв СССР, мы... умудрились сохранить прежнюю социальную систему. Добавив к ней еще одну — весьма уродливую — “надстройку” по оплате труда. Теперь у нас одно из самых высоких расслоений общества по доходам в мире. Либерализовав в свое время зарплату вообще, государство зафиксировало постоянную ее часть, но отказалось от контроля за переменной. Теперь чиновничество не ведает, кому и сколько достается в конвертах. Средства никак не контролируются. Зачастую тот, кто может работать, не получает денег. И наоборот: кто не работает, получает повышенный оклад...

За 10 лет неравенство выросло многократно. Сейчас, когда проводишь опросы, предприниматели заявляют, что дело вовсе не в уходе от налогов. Они скрывают само распределение получаемой прибыли и зарплаты.

В советское время дифференциация по зарплате достигала 5—7 раз. Теперь только видимая государством часть заработной платы отличается в 26 раз! И это не потому, что наши предприниматели — такие уж жадные и алчные. Просто на крупном предприятии очень трудно выстраивать теневые схемы. Получается, что выход один: вообще скрывать систему распределения денег. Большинство бизнесменов стоят перед выбором: либо раскрыть ее (и тогда на предприятии возникнет полный бардак), либо делиться только с частью работников.

Неправильное распределение ресурсов стало одним из тормозов развития России. Если даже удастся привлечь в страну инвестиции — предприятия не будут эффективно работать. У работников нет стимула при нынешней системе распределения, когда тебе вообще могут не заплатить за работу. Остается одно: повышать минимальную заработную плату. Ведь только она выплачивается реально...

Вместо кодекса — индивидуальное творчество

Пока новый КЗоТ не принят, в отношениях между капиталом и трудом процветает “индивидуальное творчество”. Работник бьет челом перед работодателем — тот делает суровое лицо, немного торгуется. Потом ледяное сердце “хозяина” тает, и он снисходительно предлагает новому подчиненному испытательным сроком доказать свою необходимость.

Любой кодекс, по идее, — это свод устоявшихся правил. В нем не должно быть ничего революционного. Лидер соцпрофа Сергей Храмов вообще считает, что разницы между согласованным вариантом Трудового кодекса, который прошел думское чистилище в первом чтении, и старым КЗотом нет никакой. Сопоставить статьи можно, но все основные положения окажутся идентичны. Принципиальное отличие только в одном: проект перечеркивает некоторые законы нового времени, которые во многом отражали опыт забастовочного движения 90-х годов. Роль трудовых коллективов как инициаторов, скажем, забастовочного движения снижается. Законы “О профессиональных союзах”, “О коллективных договорах и соглашениях”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”, “Об основах охраны труда”, “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” — забываются. Читай, отменяются.

Многие эксперты полагают, что учесть накопленный опыт и сохранить некоторые лучшие положения из прошлого придется. У нашего государства нет другого выхода. Конечно, нельзя забывать и про общечеловеческие ценности. Все-таки нецелесообразно, к примеру, принуждать работать сверхурочно до бесконечности. Ведь пределы и у здоровья есть. Но это может случиться только при последующих обсуждениях кодекса в Госдуме...

Сегодня уже сформировалось трудовое поколение, которое научилось обходиться без КЗоТа. На определенное время его место занял коллективный договор, который описывал нюансы взаимоотношений хозяина и его работников. Теперь же ставится под сомнение право на существование этого документа. Раньше коллективный договор, считают эксперты, описывал все. Казалось, что постепенно он начнет регулировать еще и вопросы зарплаты, ее связи с инфляцией и соответствующей индексации. Увы...

Конечно, когда-нибудь он займет достойное место, но пока все громче звучат голоса, призывающие отказаться от него. Похоже, государство пожертвовало интересами тружеников в обмен на благосклонность независимых профсоюзов. Люди — в обмен на профсоюзную собственность. На горизонте появляется монструозная тень громадного ВЦСПС. Дискуссия переходит на уровень лидеров, а не работников. И в конечном итоге кодекс оставляет на откуп работникам право самим решить: нужен ли им “свой, боевой профсоюз”? Есть страны, где традиции движения тред-юнионов не развиты. Коллективы отстаивают свои права по-другому. В Испании и Германии, как правило, бдительно следят за работодателем советы трудового коллектива. Никаких забастовочных комитетов. И все-таки, как кажется большинству людей, интересы работников должен отстаивать настоящий профессионал, а не просто ловкий “массовик-затейник” и “вечный тамада”. Ведь именно ему придется умело доказывать владельцу предприятия необходимость тех или иных социальных мер. Хорошо бы ему даже быть немножко экономистом: пригодится при убеждении начальства повысить работникам зарплату...

* * *

Споры вокруг нового Трудового кодекса идут полным ходом. И пока что совершенно ясно только одно. Если продолжить жить по старому КЗоТу, то есть без закона вообще, часть нашего населения наверняка превратится в люмпенов, не желающих трудиться ни при каких обстоятельствах. Пофигизм приживается быстро, а вот удаляется... Причем известно, что вывод населения из застойной бедности или безработицы — мероприятие дорогое и малоэффективное. Если человек два-три года не работает, реабилитация его — практически безнадежное дело. Более того, вернуть работника на прежний уровень вообще невозможно.

Деградация трудовых ресурсов — самая реальная перспектива для России. Уже кто-то начинает жить только натуральным хозяйством, кто-то спивается, кто-то терпит, упирается и работает, несмотря ни на что, за копеечку... Общество пластично — оно привыкает ко всему. Однако завтра, если мы действительно хотим стать нормальной страной, обязательно встанет вопрос: а как этих людей вернуть к государственной жизни, в армию призывать и в школе учить? Что, снова через Беломорканал?..

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ И НОВЫМ ТРУДОВЫМИ КОДЕКСАМИ

(в правой колонке дается вариант, предложенный ранее Социалистическим профсоюзом)

Старый кодексПравительственный проектКодекс “левых”
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯНормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. По мере создания экономических и других необходимых условий будет осуществляться переход к более сокращенной рабочей неделе (ст. 42)Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени “по инициативе работника” “не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю” (ст. 98)“По мере создания экономических и других необходимых условий осуществляется переход к более короткой рабочей неделе без уменьшения реальной заработной платы и с увеличением оплачиваемого времени участия в работе органов самоуправления” (ст. 39)
УВОЛЬНЕНИЕ“В случае ликвидации предприятия, несоответствия работника занимаемой должности, неисполнения своих обязанностей, прогула, неявки на работу в течение более четырех месяцев, восстановления на работе работника, появления работника в нетрезвом виде, совершения хищения”. Увольнение по основаниям, указанным в статьях 1, 2, 6, допускается, если невозможно перевести работника, с его согласия, на другую работу (ст. 31)В случае “однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей” (ст. 76)“В случае систематического неисполнения работником без уважительной причины обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику раньше применялись меры дисциплинарного взыскания” (ст. 133)
ТРУД МОЛОДЕЖИЗапрещается применение труда лиц моложе 18 лет (ст. 173)“В случаях получения основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие пятнадцати лет” (ст. 59)“Не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет. В исключительных случаях по согласованию с соответствующим органом могут приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет... Допускается прием на работу учащихся для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия родителей или заменяющего их лица” (ст. 84)
ТРУД ЖЕНЩИНПривлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением некоторых отраслей (161,162)Отсутствуют гарантии“Труд женщин в ночное время не допускается... Прием женщин на работу, где применяется труд в ночное время, запрещен” (ст. 70). Предусматривается выдача беременной женщине по ее заявлению и ходатайству выборного органа профсоюзной организации бесплатно путевки в санатории и дома отдыха, а также оказание ей материальной помощи (ст. 81)
СОЦ. СТРАХОВАНИЕСоциальное страхование распространяется на всех работников за счет государственного страхования (ст. 236)В правительственном проекте статьи, посвященные социальному страхованию работников, отсутствуют“Распределение средств государственного социального страхования на нужды социальной защиты работников предприятий осуществляют соответствующие профессиональные союзы” (ст. 205)
ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВМесячная оплата труда работников не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (ст. 78)Ответственность собственника за невыплату заработной платы правительственным проектом не устанавливается. “С согласия работника оплата труда частично может производиться продукцией в натуре” (ст. 129)Не допускает выплату заработной платы в неденежной форме. “При нарушении сроков выплаты заработной платы... представитель собственника подвергается штрафу в размере тысячекратной величины минимальной заработной платы в пользу заинтересованных работников и в таком же размере в доход государства и несет ответственность, предусмотренную статьями Гражданского кодекса Российской Федерации” (ст. 291)
ДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРАКоллективный договор регулируется законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях от 25 сентября 1992 года”“Коллективный договор заключается на срок не более трех лет... стороны вправе продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет” (ст. 44)“Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет... По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий” (ст. 227)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру