Ну, "заяц", не входи!

17 июля 2001 в 00:00, просмотров: 503

Сколько испытаний вынесли за последние годы несчастные зеленоградцы! Они у Москвы — на положении подопытных кроликов. И эксперимент по продаже земли здесь проводили, и по переводу автобусов на автоматизированную систему учета пассажиров... Прямо не город, а испытательный полигон.

“Земельный” эксперимент в итоге признали неудачным. А вот “транспортный”, по мнению властей, удался на славу. И для остальных москвичей это значит, что очень скоро во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города появятся турникеты, благодаря которым в транспорт больше не войдешь без билета.

Действительно, что за несправедливость? В метро турникеты есть, на вокзалах есть, а в автобусах и трамваях — нет. А как еще заставить москвича оплатить проезд в общественном транспорте, если не поставить на входе железного контролера? Живого контролера обмануть можно, шофера — тоже, а автомат вокруг пальца не обведешь. И зеленоградцы знают это не понаслышке.

Когда 3 февраля этого года на 16-м автобусном маршруте Зеленограда поставили “валидаторы” (те самые турникеты), они рвали и метали. Всем пассажирам, даже льготникам, приходилось пользоваться специальными карточками. На остановках сразу возникли очереди, в автобусах — давка. Некоторые недовольные пытались даже повредить аппараты с названием, похожим на “валидол”, но техника не поддалась вандалам. Короче, согласно статистике, 2800 плюнули и стали ездить другой дорогой на другом, “бесплатном” автобусе.

Зато сотрудники Управления транспорта и связи Москвы потирали руки. Впрочем, чего они радовались, если маршрут потерял почти половину пассажиров? А вот чего. Несмотря ни на что, количество “платных” пассажиров на этом маршруте резко выросло. Раньше за проезд платили 1900 человек день, а после установки турникетов — до 3375. И транспортники развеяли самолично придуманный миф о том, что льготами в общественном транспорте пользуются 75 процентов пассажиров. Дудки! “Зайцы” это были с фальшивыми удостоверениями, а не льготники. Льготников оказалось всего 30—50 процентов.

Для мэрии это открытие тоже оказалось приятной неожиданностью. Не говоря о том, что удалось сэкономить на лжельготниках, доходы от платных пассажиров выросли в три раза. Есть и еще несколько приятных открытий. По отчетам Управления транспорта и связи, благодаря установке в зеленоградских автобусах валидаторов они смогли точно подсчитать число пассажиров на линии, вычислить час пик и отрегулировать расписание под “клиентов” (в частности, обеденный перерыв водителей пришлось сместить на другое время).

Сейчас с валидаторами катается вся управа “Крюково”. А уже в октябре в Зеленограде не останется ни одного автобуса без турникетов: ими оборудуют все 23 местных маршрута. И лиха беда начало.

Начиная с 2002 года эксперимент распространится на московские спальные районы: Солнцево, Новогиреево, Митино, Жулебино, Ховрино, Новокосино, Западное Дегунино и т.д. Кроме того, предполагается, что к 2005 году весь общественный транспорт Москвы переведут на такую систему учета пассажиров. Транспортники ставят нам в пример Нью-Йорк. Там валидаторы появились во всех автобусах и троллейбусах за два последних года. А чтобы оснастить ими Москву, потребуется четыре с половиной миллиарда рублей плюс восемь миллиардов на обновление автопарка.

Но транспортники клянутся, что уже есть инвесторы, готовые пособить благому делу. Кроме того, в Управлении транспорта и связи полагают, что новая система окупит себя за три года. И тогда каждый год московский бюджет будет экономить по четыре миллиарда рублей. Еще через некоторое время весь общественный транспорт Москвы впервые за свою историю перестанет быть дотационным. А слово “заяц” в значении “безбилетник” исчезнет из русского языка как пережиток “бесконтрольного” прошлого.



    Партнеры