БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

17 июля 2001 в 00:00, просмотров: 165

  На днях издательство “Большая Российская энциклопедия” представило на суд читателей словарь “Русский драматический театр”. Театралы с нетерпением ожидали выхода подобного словаря почти сорок лет.

     Профессор Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС) Андрей Якубовский, которому посвящена одна из статей словаря, открыл собравшимся страшную тайну — историю суперобложки презентуемой энциклопедии. Подобрать для нее картинку было не так-то просто, как казалось. На суперобложку хотели было поместить портрет Мейерхольда, но вскоре передумали. Мейерхольд, “мрачный дядька”, своим суровым видом мог отпугнуть случайного покупателя. Бросившись в другую крайность, издатели решили было оформить том игривой сценкой из “Служанок” в постановке Романа Виктюка. Но, подумав, отказались и от Виктюка, так как его нетрадиционная ориентация, по мнению издателей, могла придать словарю совершенно лишний “голубой” оттенок. В итоге остановились на сцене из “Без вины виноватых” в постановке Петра Фоменко в Театре имени Вахтангова.

     В сравнении с пятитомной “Театральной энциклопедией”, вышедшей в 60-х годах, это издание имеет один недостаток: оно слишком мало по объему. Составители сами этот недостаток признают, но говорят, что они виноваты без вины. Все из-за ограниченности финансов. Авторы статей жалуются на то, что их творческие двадцатистраничные статьи были в итоге сжаты до трехстраничных информаций, но все равно радуются за отечественных любителей театра. Потому что им без такого словаря — никуда. Иначе откуда театрал узнает, сколько лет тому же Виктюку и какой институт закончили Владимир Машков, Сергей Безруков, Елена Яковлева или Евгений Миронов?

     В энциклопедии представлены творческие биографии актеров и режиссеров, как имеющих громкие звания, так оными и не обремененных. Также можно найти информацию о различных театрах — московских, провинциальных и даже из бывших республик Советского Союза. Кроме перечисления регалий и списка работ присутствует небольшой комментарий. То бишь можно узнать, чем, собственно, та или иная “творческая единица” отличается от прочих. Алфавитной части тома предшествует исторический очерк о становлении и развитии отечественного драматического искусства. Специалисты утверждают, что как справочное пособие словарь очень даже неплох.

     “Составители, на мой взгляд, слишком добры, — утверждает автор проекта. — Они попытались объять необъятное, включив в словарь всех популярных персонажей. Хотя вот Амалию Мордвинову почему-то обделили, а ведь она так поражает зрителей красотой своего обнаженного тела... Вообще эта книжка, конечно, очень полезная. Задумаешься, к примеру, над тем, почему это Маковецкий все время у Мирзоева играет. Может быть, с ним в детстве что-нибудь случилось. И поэтому хороший актер сотрудничает с плохим режиссером из-за этой психотравмы. Откуда об этом узнаешь? Только из энциклопедии”. Впрочем, Якубовский не совсем корректен. У Мирзоева с куда большим постоянством играет Максим Суханов. У этого актера, очевидно, по мнению Якубовского, психотравма была еще более сильной...

     Книгу уже можно найти на прилавках московских книжных магазинов.

    



    Партнеры