"Икра без правил"

Армен Петросян нисколько не преувеличивает, когда сравнивает свое семейство с династией Оппенгеймеров, а свою фирму — с концерном “Де Бирс”. Если последние господствуют в бизнесе алмазов и бриллиантов, то первые — монополисты в области “черных бриллиантов” — икры. С тех пор как отец и дядя Армена бежали 80 лет назад в Париж от красной, нет не икры, а революции, они стали доминировать в области импорта икры с Каспийского моря, который обеспечивает 80 процентов этого деликатеса, поставляемого в Западную Европу и Северную Америку.

На США приходится одна треть икорного импорта. По мне, этот факт свидетельствует об экономической мощи Америки убедительнее любых иных показателей. Однако зажравшаяся Америка является одновременно и совестливой Америкой. Американское гурманство грозит существованию тех, кто мечет икру, и в первую очередь — царицы икры белуге. И вот с классическим призывом: “Руки прочь от белуги!”, выступила коалиция охранительной природы. В коалицию входят Общество консервации природы, Совет защитников природных ресурсов и организация “Снеуб” (“Морская сеть”). Свои взгляды коалиция изложила в докладе, озаглавленном драматически: “Погибающие молоки”. Его авторы потребовали от правительства США запретить продажу и покупку белужьей икры, а также резкого сокращения импорта осетровой и севрюжьей.

Некоторые строгие моралисты считают “непристойным” бойкот “продукта роскоши”, стоящего 120 долларов и выше за унцию веса. Подобно бойкоту норковых и соболиных шуб, а также шиншилловых, такой бойкот, говорят они, безнравственен, ибо простой американец не может бойкотировать то, что ему не по плечу (шубы) и не по зубам (икра). На это защитники природы отвечают, что в Америке достаточно богатых людей, способных сожрать икру всего Каспия и разрушить его экономику. Последнее время Соединенные Штаты импортировали ежегодно более 107 тонн икры, из них 14 тонн белужьей. (Данные Службы национального морского рыболовства США.) На втором месте была Германия (44 тонны). Но 17 тонн были реэкспортированы через Гамбург, который является крупнейшим в мире “перевалочным пунктом” икры в те же Соединенные Штаты.

По словам доктора Элен Пикитч, директора программ Общества консервации, если экспорт икры будет продолжаться в таких же масштабах, то белуги и осетры вскоре вообще перестанут обитать в Каспийском море. Согласно данным программы “Трэффик”, которая прослеживает этот процесс для Всемирного фонда защиты живности, рыбаки Каспия ежегодно убивают около 1600 осетров-самок. В действительности рыбаки убивают более чем 1600 осетров. Возможно, вдвое больше, ибо очень трудно отличать самок от самцов. Если в 60-е годы, в период хрущевского “волюнтаризма”, в Каспийском море блаженствовали 26000 осетров, то в конце 90-х годов, по западным подсчетам, их осталось не больше 1800.

“Икра без правил” сильно бьет по этому уникальному бизнесу. Браконьеры и контрабандисты опустошают и Каспий, и карманы гурманов. В результате законный экспорт икры падает, а цена на икру резко подскакивает. Выше я упомянул о том, что в прошлом году Германия импортировала 44 тонны икры. Это намного меньше позапрошлогоднего импорта — 67 тонн. В результате розничные цены на икру подскочили на 30—40 процентов. Эти данные привел на днях Кристиан Цутер-Грауерхольц, представитель компании “Кавиар контор”. Эта гамбургская фирма была создана в прошлом году специально для того, чтобы ликвидировать запасы икры, оставшиеся у компании “Дикман энд Хансен”, которая недавно прогорела из-за отсутствия поставок икры с Каспия. По мнению Цутер-Грауерхольца, запрет импорта икры на Запад, и в особенности в США, проблемы не решает. Он считает, что потоки нелегальной икры будут канализированы на внутренний рынок России и что “новый русский средний класс создаст вполне адекватную базу поглощения тех запасов икры, которые не будут доходить до Запада”. Вполне логичное умозаключение, ничего не скажешь! Ведь белугам и осетрам абсолютно безразлично, кто пожирает их молоки — американские гурманы или новые русские! Ешь ананасы и рябчиков жуй — это уже не последний, а нормальный день российских “буржуев”. (Впрочем, кавычки здесь абсолютно неуместны.)

В интервью газете “Нью-Йорк таймс” Армен Петросян сказал, что запрет на импорт икры лишит Россию средств на поддержание и создание новых инкубаторов-садков, которые стали успешно культивироваться еще в начале 60-х годов. Эмбарго, сказал он, лишь загонит “икорный бизнес” в подполье. В качестве альтернативы Петросян, являющийся президентом Международной ассоциации импортеров икры, предложил пяти “каспийским странам” — России, Ирану, Казахстану, Азербайджану и Туркмении — ввести строгие правила рыболовства и торговли икрой. (Ассоциация была создана в 1998 году. В нее входят 11 европейских импортеров икры из Франции, Англии, Германии, Швейцарии и Испании.) Импортеры же будут обязаны финансировать систему осетровых инкубаторов. Однако и Петросян, и другой основатель ассоциации — генеральный менеджер торгового дома “Алтонаер Кавиар” в Гамбурге Маркус Рюш считают, что первые шаги в этом направлении должна предпринять “каспийская пятерка”, и в самую первую очередь Россия — пресечь браконьерство и нелегальную торговлю икрой.

Призрак бойкота и пикетов обеспокоил штабы великосветского чревоугодия — рестораны, владельцы которых в срочном порядке стали постигать всю премудрость политкорректности. Так, владелец и шеф-повар “Ле Бернардин”, лучшего нью-йоркского рыбного ресторана, Эрик Риперт заявил, что “предпочитает белуге осетрину”. “Если белуге грозит вымирание, — продолжал политкорректный Эрик, — то наша задача, задача шеф-поваров, принять соответствующие меры”. Кстати, мистер Риперт уже вычеркнул из меню “Ле Бернардин” ряд рыб, которым грозит исчезновение, в том числе меч-рыбу и патагонского зубрика.

Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру