Русская избушка у мира на краюшке

Россия со своими трудностями находится на самом краю “большой восьмерки”. Правда, сидим мы там с особым самомнением. Хотя большинство проблем международной жизни для нас — пустой звук. Однако ряд вопросов весьма актуален даже для нашей мрачной жизни. Одна из таких проблем — Всемирная торговая организация (ВТО). Весь мир толпится вокруг нее. Каждая страна наперебой пытается вступить туда, а для России вроде бы нет места! На самом деле к нашему государству у мирового сообщества накопилась масса претензий. Основная — мы не хотим играть по цивилизованным правилам. Как-то нерядовой сотрудник администрации Клинтона в частной беседе с корреспондентом “МК” сказал: дескать, берите пример с Китая, они доказали нам, что мы без них не можем. Теперь ваша очередь...

Вступить в ВТО наша страна пытается уже не первый год. Однако все усилия оказывались тщетными — теперешняя Россия не очень-то интересна миру. Нас обвиняют в том, что мы до сих пор не удосужились развить в стране рыночные отношения.

Премьер Касьянов, выступая на экономическом форуме в Австрии, даже посетовал: мол, мы им, гадам, и эдак и так, а они нас подозревают в наличии спецраспределителей льгот для избранных фирм. Что они, президента нашего не слышали? Он давно заявил, что равно удалил всех олигархов от себя.

Однако иностранные партнеры, похоже, сомневаются. Может быть, расстояние слишком маленькое?.. Теперь же, на нынешней встрече лидеров самых развитых стран, наоборот, Россия всячески уходила от разговора на темы экономики. Дескать, нас больше волнует стратегическая безопасность в мире. Экономика подождет.

А ведь еще по весне процесс нашего хождения вокруг да около ВТО принимал активный характер. Чиновники всех рангов уверенно говорили, что до конца 2001 года мы обязательно попадем в ВТО. Состоялись переговоры членов нашего правительства с представителями ВТО. А апогеем оптимистичного процесса стало послание президента Федеральному собранию, где он объявил, что приоритетом его политики становится как раз вступление страны в ВТО. Похоже, наши власти всерьез рассчитывали сорвать замок с этой закрытой для нас организации.

И вдруг круг замкнулся. Страна вернулась в самое начало переговорного процесса. Встревоженный заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков, который принимал участие во встрече с руководством ВТО в Швейцарии, заметил: участие в цивилизованном рынке от нас опять безмерно далеко. В этом году ну никак рассчитывать на это нельзя. На нынешнем форуме в Генуе Путин предпочитал говорить о другом. Можно подумать: раз не приглашают, то нам и самим не больно надо.

Не побеждать, а участвовать

ВТО — достаточно молодая организация. Формально она действует только с 1995 года. Правда, она образовалась не на пустом месте, отчасти став последовательницей исчерпавшего себя ГАТТ. Однако интерес к ней постоянно растет. Уже 70 процентов стран стремятся сотрудничать в ее рамках. Нынешние интеграционные тенденции подталкивают к вступлению туда Китай, Индию и даже некоторые африканские государства. Кстати, некоторые наши бывшие братья по лагерю — Киргизия и Грузия — уже стали членами ВТО. На очереди Украина.

Интересно, что эта организация не имеет ни общего устава, ни других основополагающих и всеобъемлющих документов. ВТО действует на основе всего лишь короткого соглашения, описывающего проблемы, по которым страны уже достигли согласия. Каждая вновь вступающая страна может ставить свои, новые условия. Хотя, скажем, та же Киргизия на радостях вступила в ВТО безо всяких собственных условий — ей и так большая удача привалила.

Внутри самой организации не все гладко. Есть соглашения, которые не выполняются отдельными странами. Под вопросом остаются антидемпинговая позиция ВТО и проблемы, связанные с государственными субсидиями сельхозпроизводителям. Некоторые промышленно развитые страны настаивают на выравнивании прав внутренних производителей и импортеров. Например, японцы не желают больше терпеть антидемпинговые барьеры американцев, которые те установили на своей территории для привозных автомобилей (в этом вопросе США продолжают играть в мире существенную роль, ибо большинство стран спят и видят себя на емком американском рынке). Позиция же правительства США снижает вклад импортных товаров на собственном рынке.

Но мировое сообщество не сдается. Даже внутри самого аппарата ВТО согласны с тем, что принципы ВТО необходимо пересматривать. Тем более что эта организация начинает активно расширяться. Председатель Рабочей группы по присоединению России к ВТО Кари Брин считает, что есть несколько направлений мировой торговли, по которым можно привлечь и Россию.

Хорошо там, где нас нет

Что же так манит страны в это сообщество? Да просто уровень международной интеграции нынче таков, что большинство государств боятся оказаться в автономном плавании, став ненужными мировому рынку. Скажем, вот Грузия нащупала к себе интерес со стороны международной торговли, а Армения, несмотря на свои знаменитые спиртные напитки, пока никому не нужна.

Что до России, то она имеет значительную зависимость от иностранных рынков: 35% российского ВВП так или иначе связано с внешнеторговым оборотом. И неучастие России в ВТО начинает сказываться на ее доходах. Потому что распространение долгожителей так называемой серой зоны (товаров, правила торговли которыми еще не полностью регламентированы), к которым относится продукция двойного назначения (может использоваться как в мирных, так и в военных целях) и энергоносители, все больше регламентируется странами ВТО. ЕС уже приняла закон о диверсификации источников энергоносителей — и теперь не более 25% ядерного топлива может поступать из России. То есть для нашего государства нежданно-негаданно сузился традиционный рынок сбыта.

Очевидно, что, вступив в ВТО, Россия не получит незамедлительно никаких выгод. Мировое сообщество тоже ничего не приобретет. Однако у нашего государства появится перспектива влиять на формирование правил мировой торговли. Впрочем, похоже, Россия вдруг начала добиваться для себя особых условий.

Вы поедете на бал?

Интересно, что Советский Союз еще в конце 70-х годов пытался стать наблюдателем в прообразе Всемирной торговой организации (ВТО) — ГАТТ. Однако тогда США и на порог не пустили советских представителей — помешала большая политика. Правда, наши отставные чиновники тешат себя мыслью, что нашу страну тогда боялись. Мол, экономически всех задавим. Времена изменились — но ситуация с вступлением России в ВТО до сих пор неоднозначна. В мире немало политиков, выражающих активное нежелание принимать нас в эту организацию.

У мирового торгового сообщества накопилось множество претензий к России. В том числе к нашим металлургам, которые постоянно “демпингуют”. Зарубежные партнеры уверяют, что менеджеры этой отрасли слишком мало платят сталеварам, а также не тратятся на защиту окружающей среды, тем самым ставя иностранных конкурентов в заведомо невыгодные условия. Но главное препятствие на пути вступления страны в ВТО другое — недостаточная либерализация внутреннего рынка.

С другой стороны, мы и сами не готовы получить “мировое приглашение”, ибо наше внутреннее законодательство является серьезным препятствием на пути России в ВТО. Правда, Медведков обещает уже в этом году внести в Думу пакет законопроектов и поправок, которые ликвидируют основные несоответствия российского законодательства нормам ВТО. На подходе законы по защите интеллектуальной собственности, о таможенном регулировании, стандартизации, государственной поддержке промышленного производства и субсидиях, лицензировании экспорта и импорта, а также новая редакция закона о регулировании антидемпинговых мер. Однако примут ли их депутаты и если да, то в каком виде — большая загадка.

Кстати, в недрах правительства сейчас просчитываются и альтернативные варианты развития. Скажем, можно вообще плюнуть на ВТО и замкнуться в рамках СНГ, торговать самим с собой. Остальному миру грозить самыми длинными ракетами из-за бугра. Можно попытаться объявить Россию зоной свободной торговли с единой Европой или объединить свой рынок с китайским. Другой вопрос: а что дальше? Еще 10—15 лет у наших соседей не будет заметного экономического роста, да и товары наши натолкнутся на ограниченный покупательский спрос. Восточному соседу, похоже, мы тоже не очень-то нужны. Китай уже вступил в ВТО. Он достаточно силен, чтобы пытаться без нас решать собственные проблемы. Европа же все еще не определилась, чего она хочет от России в стратегическом плане. Да и правила особой экономической игры с Россией ею не придуманы.

И очень похоже, что наши власти истерично мечутся между разными полюсами притяжения в поисках некоего благополучия.

Комбинация из трех пальцев

Пока наши примеряются к ВТО, страны-участники придумывают все новые и новые правила. Раньше регламентировались в основном экономические отношения. Теперь дело дошло до социальных. Даже появился специальный термин “достойный труд”. Невозможно сейчас рассматривать права человека вообще, права человека в сфере труда и отдельно проблемы социальной защиты. Главная же идея этого подхода заключается в том, чтобы решение всех этих проблем увязать воедино для создания достойных условий существования человека в сфере труда. Дескать, хотим, чтобы глобализация наконец-то перестала раздражать мировую общественность. Ей давно требуется приемлемый социальный внешний вид, удобный для человека.

Причем, как обычно, важной характеристикой остается уровень ВВП. Правда, эти знания не становятся теперь мерилом богатства страны. Мировое сообщество пытается понять, каковы условия труда работников, выполняющих всю работу для обеспечения этих экономических показателей. То есть не обманывает ли его предприниматель, приносящий основные богатства стране.

Раньше мы вешали друг другу ярлыки. Ты — “империя зла”, а ты — “царство чистогана”. Теперь дождемся, скажут: у вас нет достойного труда. На порог вас не пустим. Мол, две-три монополии зарабатывают уйму денег, но своим работникам платят мизер. Непорядок. Хочешь не хочешь стране придется думать об экологии и приличной зарплате для своих граждан.

Есть и другие критерии. Оказывается, плохо еще и там, где неважно с демократическими ценностями. Некий узурпатор царствует самолично и не допускает никаких посторонних мнений. Впрочем, нам оставили здесь лазейку. Может, нам удастся за короткий период времени достичь хороших результатов, сочетая экономическое развитие с обеспечением достойного уровня занятости, социальной защиты при сохранении различных мнений. Мы лежим только на полпути.

... но и врагу не отдадим

Наше законодательство устроено таким образом, что если внутренние устои вступают в противоречие с межгосударственными договорами, то действуют правила, закрепленные на мировом уровне. То есть если предположить, что у нас соблюдаются законы, то никаких проблем для сотрудничества в рамках ВТО у иностранцев нет. Правда, для многих иностранных партнеров России это положение оказывается непонятным. Они продолжают искать особые гарантии от власть имущих или, на крайний случай, надеются на принятие нового закона. Может быть, он станет выполняться.

Вероятно, пока они тоже идут на принцип, продолжая требовать приведения нашего внутреннего законодательства в соответствие с правилами ВТО. Таков уж их менталитет. Они никак не могут понять, что попросту надо сходить к “батюшке” на поклон. Хотя сама наша история прямо указывает им стиль поведения. На самом деле их понять можно. Написание бесконечных челобитных как раз и не является демократией.

На самом деле при всех соблазнительных моментах Россия не желает полностью открываться для мирового сообщества, видя, вероятно, во всех иностранцах потенциальную угрозу. До сих пор существует несколько секторов нашей экономики, которые держатся до последнего. Они не будут открыты иностранцам в ближайшее время. Россия жадно цепляется за собственные банки, не хочет делиться монопольным правом на внутренние перевозки и не собирается допускать на внутренний рынок иностранных архитекторов (!). Специалисты Министерства экономического развития и торговли полагают, что энергетику, страхование и финансы мы не должны отдавать Западу ни за какие коврижки. А вот помочь нам ремонтировать, скажем, вагоны — позволительно.

Однако в мире наступил новый этап консолидации стран. Практически везде заговорили о глобализации экономики. Несмотря на протесты “новых левых”, которые попытались сорвать встречу делегаций стран “большой восьмерки”, или в недавнем прошлом участниц ВТО, особенно хорошо продвигаются переговоры по проблемам сельского хозяйства и по равноправному доступу к тем же услугам. На завершившейся встрече в Генуе руководители самых крупных индустриальных стран договорились разрешить торговать беспошлинно слборазвитым странам. У России остается все меньше шансов настаивать на своей уникальности. Мы стоим перед выбором: либо со всеми, либо одним в медвежий угол.

Правда, мы можем, как обычно, получить удовольствие от самого процесса переговоров, чтобы в итоге крепко обидеться на весь свет...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру