Ректор "Бауманки": "Репетиторы бессмертны!"

Не секрет, что грядущие перемены в образовании очень болезненно воспринимают преподаватели вузов. Корреспонденты “МК” поинтересовались мнением ректора одного из крупнейших технических университетов страны — МГТУ им. Баумана — Игоря ФЕДОРОВА.

— В целом мы в университете к ЕГЭ относимся достаточно настороженно: при новой системе к нам будут поступать ребята со всей России, и далеко не все они представляют специфику учебы в МГТУ: большие объемы математики, физики, черчения, многочисленные лабораторные... Вдруг через полгода человек поймет, что поступил не туда, отчислится, а место-то уже занято, другого я взять не могу. Мы предпочитаем набирать ребят через региональные олимпиады, работу со школами, чтобы абитуриент четко представлял себе, что его ожидает в университете. Я все больше склоняюсь к мысли, что помимо ЕГЭ должен быть какой-то дополнительный экзамен или хотя бы собеседование, чтобы вузы сами могли производить профессиональный отбор и принимать именно тех, кто действительно хочет (и может) учиться на инженера, педагога или, скажем, врача.

— Не секрет, что вступительные экзамены в некоторых ведущих университетах и академиях (особенно в Москве) стали отличной кормушкой для нечистых на руку преподавателей. Не потому ли они так сопротивляются реформе образования, что потеряют большую часть своих “левых” доходов?

— “Протаскивание” существует главным образом на устных экзаменах, где преподаватель имеет реальную возможность помочь “своему” абитуриенту и завалить “чужого”. Первое, что я сделал, став ректором МГТУ, — заменил все устные экзамены на письменные. Работы абитуриентов шифруются, и вычислить “нужного” человека практически невозможно. Бороться с коррупцией на экзаменах можно и сейчас. А репетиторство, которое вызывает сегодня столько нареканий, при ЕГЭ, думаю, все равно останется.

— С 2003 года в России выпускникам школ станут выдавать ГИФО. Каково ваше отношение к этим финансовым обязательствам?

— Более пессимистичное, чем к ЕГЭ. Система ГИФО может привести к уменьшению финансирования государственных вузов, и особенно — инженерных. Я боюсь, что бюджетные деньги перетекут в коммерческие вузы. Подготовить квалифицированного инженера стоит намного дороже, чем юриста или лингвиста: необходимо современное оборудование для лабораторий, специальные материалы, электроэнергия. Абитуриент понесет свои финансовые обязательства (по сути, наши с вами деньги) туда, где легче учиться, прежде всего в коммерческие вузы. В результате через 7—8 лет у нас будет огромное количество юристов, экономистов, психологов, лингвистов, но мы останемся без инженеров — основы любого производства. Какая уж тут атомная промышленность или ракетостроение! Мы всегда гордились (и по праву) отечественным техническим образованием. Не случайно российских специалистов (математиков, физиков-ядерщиков, инженеров, компьютерщиков) еще студентами активно переманивают работать в другие страны: США, Западную Европу и даже в Австралию. Интерес к техническим вузам сейчас резко повысился: в этом году на 3400 мест в МГТУ претендовало более 12 тысяч абитуриентов (в том числе 1,5 тысячи медалистов) — 3,5 человека на место. А на некоторые специальности (информатика и управление, например) конкурс доходил до 8 претендентов на один студенческий билет. А что будет через 10—15 лет? Не придется ли уже нам самим “закупать” инженеров (за нефть и газ, очевидно) у того же Китая?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру