Выборг захватила Лениниана

Окончательное распределение фаворитов на фестивале российского кино в Выборге “Окно в Европу-2001” стало известно в пятницу вечером. Собственно, главный фаворит здесь один — “Телец” Александра Сокурова, поскольку все основные призы собрал именно он.

Это тот редкий случай, когда режиссер снимает эстетское авторское кино, не рассчитанное на широкую публику, но цепляет им не хуже кассового боевика или слезливой мелодрамы. Итак, основной расклад таков: Гран-при фестиваля получил “Телец”, призы за лучшие мужскую и женскую роль — у замечательных питерских актеров Леонида Мозгового (Ленин) и Марии Кузнецовой (Крупская). Конечно, в жюри не обошлось без разногласий, и это говорит о том, что в конкурсной программе было из чего выбирать.

— Мне очень понравилась работа Руслана Наурбиева , который в картине “Двенадцатая осень” (режиссер Игорь Талпа) сыграл главного чеченца, — говорит член жюри игрового кино поэт Леонид Завальнюк. — Было много хороших женских работ, но выделить кого-то одного мне трудно. К Ленину Сокурова я не знаю, как относиться: не могу ему сочувствовать, потому что у него явная старческая агрессивность, и не могу ненавидеть, так как он старый и больной...

Фильм Сокурова об одном летнем дне из жизни вождя в Горках в 1922 году успел побывать в Каннах и заслужить там зрительское признание. “Телец” рассудительно-спокоен, в меру унывен, снят в фирменной сокуровской мутно-зеленоватой гамме, но держит в напряжении зрителей с первых минут и до конца, когда на экране впервые появляется чистое голубое небо. Сам Леонид Мозговой, до этого сыгравший у Сокурова роль Гитлера в “Молохе”, говорит, что образ Ленина было создать намного сложнее:

— Гитлер все-таки был довольно далек от нас, а на Ленине мы выросли, и тяжело вносить в этот образ что-то новое и незнакомое.

Публика свое слово сказала в рейтинге “Выборгский счет” — традиционно он проводится зрительским голосованием после просмотра каждой картины. Здесь обозначился крен совсем в другую сторону, к жажде любви большой и чистой. Все зрительские симпатии отданы Янковскому, а в тройку лидеров вошли сентиментальные “Приходи на меня посмотреть” (режиссеры Олег Янковский и Михаил Агранович), “Таежный роман” (Александр Митта) и “Ландыш серебристый” (Тигран Кеосаян).

Другие награды распределились следующим образом: спецпризы жюри за изобразительное решение — “Конец века” ( Константин Лопушанский ), за музыкальное решение — “Апрель” (Константин Мурзенко). В категории “Реванш” отмечены двое — “101-й километр” Леонида Марягина и “Механическая сюита” Дмитрия Месхиева . Лучшим анимационным фильмом стал “Евстифейка-волк” (по сказке Коваля) из альманаха “Мультипотам”. Среди неигровых картин победителей двое: “Поселение” (Сергей Лозница ) и “Больше, чем футбол” (Владимир Коновалов).

На церемонии закрытия фестиваля вдова Саввы КулишаВарвара Арбузова — объявила, что со следующего года здесь появятся две новые награды: приз Тарковского за режиссуру — это было желание самого Кулиша (в дни фестиваля Фонд Тарковского прислал официальный факс с подтверждением этого), и приз Кулиша за достижения в области кино.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру