Показуха по вертикали

31 августа 2001 в 00:00, просмотров: 873

Один из высших руководителей нашего государства, знакомясь с вверенным ему хозяйством, объезжал города и веси. По ходу дела он совершал поступки, дававшие широким слоям граждан пищу для размышлений. Широкие слои промышленного центра Сибири, к примеру, были порядком озадачены уже в сам момент прибытия высокого гостя в их славный город.

Трассу из аэропорта, как положено, перекрыли. На забитых в обычный день улицах кортеж приветствовали расставленные на перекрестках гаишники, а местные автолюбители прели в пробках, искали объездные пути и шипели от злости. Все как обычно. Вот только высокий гость вопреки обыкновению не мчался как угорелый. Ко всеобщему изумлению, он останавливался перед каждым красным светофором и терпеливо дожидался зеленого. Таким образом он показывал, что первые лица государства — дисциплинированные участники дорожного движения, в том числе и он сам, ценящий превыше всего демократию и равенство всех перед законом.

На самом деле высокий правитель показал совершенно роскошный пример идиотской показухи, в которую выливается подмена реальных целей и задач задачами мнимыми и противоестественными. Согласитесь, всякий нормальный человек, будучи в здравом уме, назовет подобное поведение, мягко говоря, неразумным. Ты или не перекрывай дороги и наравне с прочим транспортом останавливайся перед светофором, демонстрируя демократичность и законопослушность, или уж гони по пустым улицам и не выделывайся, а скорее освобождай дорогу. А то вообще маразм какой-то получается...

Но без затей у нас правители функционировать не хотят. Да и не могут. То ли по слабости характера, то ли по скудости ума, то ли в силу каких-то личных обстоятельств они не в состоянии называть вещи своими именами, ставить реальные цели и строить жизнь на разумных началах.

Тем не менее они очень хотят, чтоб про них так думали, будто они называют, ставят и строят. Для этого им приходится имитировать всякие “правильные” шаги — строительство гражданского общества, развитие демократии, укрепление вертикали власти. Им приходится сооружать вокруг себя декорации демократических институтов, за которыми на самом деле никакой демократии нет. Есть другое — авторитарная власть. Причем даже не сильная власть, а слабая. Перед сильным соперником она пасует и попросту делает вид, что не замечает его ходов.* * *Классический случай сильного соперника — президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Делает что хочет, и никакой Кремль ему не указ. Уж и так, и эдак подползали. Специально закон для него через Думу протащили — чтоб мог опять выбираться в Татарстане президентом. На третий срок, на четвертый срок. Хочешь? Давай. Все для тебя сделаем, Конституцию изменим, ты только того... не выдавай нас, пожалуйста. Исполняй наши указания, ладно? А то мы тут, понимаешь, решили власть укреплять в регионах, вертикаль вставлять — так ты уж не мешай. Другие регионы увидят, тоже перестанут слушаться, смеяться над нами начнут...

Господин Шаймиев с достоинством принимает ухаживания. Весной президентом снова избрался, использовал дарованное ему право третьего срока. Но позволить вставлять там себе что-то? Хм-м. Нет, этого вы зря ждете.

Но, конечно, приличия соблюдать надо. Ради приличия Шаймиев пошел Кремлю навстречу и с 9 июня разрешил гражданам Татарстана выдавать паспорта российского образца. Правда, не такие, как у всех россиян, а с особым титульным листом на национальном языке. Там фамилия гражданина пишется дважды — один раз на русском, другой — на татарском. А до этого он несколько лет российские паспорта вообще не разрешал выдавать. Граждане со справками жили. Хотя со справкой неудобно, конечно. Ограничены права и свободы. Ни на самолете тебе полететь, ни в университет московский поступить... Многие жаловались, но президент Шаймиев стоял твердо, ибо желал, чтоб у его граждан были свои паспорта — граждан Татарстана, и переубедить его никто не мог, даже Ельцин. А теперь, видите, все-таки удалось. Найден компромисс — особый титульный лист, и представитель президента в Поволжье Сергей Кириенко считает это большой своей победой.

Хотя мне, честно сказать, так не кажется. Как это у граждан единой страны могут быть разные по форме паспорта? Тогда уж давайте у нас у всех будет особый титульный лист. У москвичей фамилия тоже будет записана дважды — один раз на “федеральном” русском языке, другой — на “региональном”, московском русском. Конечно, выглядеть это будет странно, но по крайней мере соблюдем единообразие.

Впрочем, паспорт — еще ерунда, в устройстве Татарстана есть уйма других, более серьезных несоответствий федеральным нормам. Например, то обстоятельство, что руководители местных органов власти не избираются населением, как это положено по закону, а назначаются президентом Татарстана.

С этим вопиющим нарушением федерального законодательства Кремль тоже безуспешно боролся много лет, но, кажется, сейчас все-таки пробили брешь, и, если ничего не случится, в марте следующего года в Татарстане пройдут выборы глав районных администраций.

Казалось бы, можно праздновать победу — ура, Татарстан медленно, но верно приводится к общему знаменателю! Однако стоит посмотреть повнимательнее, и становится ясно, что победа эта — пустой звук, формальность, и никакого реального развития местному самоуправлению она не дает. Потому что, согласившись на проведение выборов глав администраций, президент Шаймиев, конечно же, подумал и о том, как ему защититься от случайных людей — буде они пройдут во власть.

Для того чтоб их блокировать, лишить возможности самовольничать, он в середине июля — как бы походя, между делом — издал указ “О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан”, на который в Кремле, кажется, никто даже внимания не обратил.* * *По закону местные органы власти формируются местными законодательными собраниями. Это обычные районные администрации. Они состоят из нескольких структурных подразделений, курирующих вопросы здравоохранения, строительства, социальной защиты... Руководителей подразделений назначает глава администрации. Районная администрация имеет свой бюджет, складывается он из местных налогов плюс что-то перепадает из республиканского бюджета. Кроме того, органы местного самоуправления владеют муниципальной собственностью — жилой фонд, котельные, земля, парки, детские площадки. Другими словами, у местных органов власти имеется некоторая материальная самостоятельность, которая дает возможность самоуправляться в соответствии с местными нуждами. Делать то, что нужно жителям, чтоб жизнь их стала краше. Пустить новый автобусный маршрут, устроить стоянку для машин или вкатить всем собакам бесплатную прививку от бешенства.

Развитие местного самоуправления имеет огромное значение для будущего России. Это как раз и есть тот росток, из которого вырастает гражданское общество, где каждый человек знает: он — не дырка от бублика, он может влиять на власть, заставлять ее работать честно и эффективно. Кстати, именно из местного самоуправления выросла знаменитая демократия Скандинавских стран (они, правда, давно начали самоуправляться, двести лет назад, но зато сейчас у них почти рай).

Смысл местного самоуправления в том, что им должны заниматься сами местные жители — те, кто здесь живет и знает, что им нужно, — и не зависеть при этом от высоких чиновников, не ждать милостей и шлепков от руководящей и направляющей руки. Однако президент Шаймиев своим указом все переворачивает с ног на голову. Он заменяет все структурные подразделения районных администраций территориальными отделами республиканских министерств и ведомств.

Получается свежо и оригинально: избираемый глава районной администрации (пожалуйста, как вы хотели, все по Конституции), у которого, однако, нет уже ни своего аппарата, ни муниципальной собственности, ни бюджета. Все в руках соответствующих министерств (здравоохранения, культуры, образования, земельных и имущественных отношений и т.д) - как в незабвенные советские времена.

А избираемый глава — он, собственно, никто теперь. Свадебный генерал. Его подчиненные на деле подчиняются не ему, а своим министрам. Да что там, он даже начальников отделов в своей администрации не может назначить, это тоже делает соответствующий министр (впрочем, чтоб глава не слишком скучал, ему позволено “представлять” кандидатуры).

...По нашей просьбе указ президента Татарстана прокомментировал заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам самоуправления Сергей Митрохин: “Это нарушение Закона РФ о местном самоуправлении. Кадровая политика — полная прерогатива органов местного самоуправления. Тем не менее, я думаю, Шаймиеву удастся провернуть все так, как он задумал. Работа идет в режиме бюрократического торга. Кириенко надо отчитаться, показать, что он приводит законодательство Татарстана в соответствие с законодательством РФ. Выборы глав администраций — ими он и отчитается. А на указ Шаймиева об усилении роли министерств, видимо, просто закроют глаза”.

Когда что-то не получается, самое мудрое — закрыть глаза и переходить к следующему снаряду. Авось там получится.* * *Примеров, подобных “экспериментам” в Татарстане, можно привести множество. Хотя бы такой: несколько дней назад в Башкортостане начало действовать положение о двух государственных языках — башкирском и русском.

Вот как это понимать? Башкортостан у нас теперь отдельное государство? Или это свидетельство неимоверного укрепления вертикали власти в регионах?

Чем больше видишь подобных вещей, тем отчетливее понимаешь, что правители на самом деле не ставят перед собой таких задач, как “развитие местного самоуправления”, “строительство гражданского общества”, “укрепление вертикали власти”. То есть все положенные слова они говорят и объясняют все толково, но задачи там совсем другие. Главная задача — отчитаться о проделанной работе. “Срубить палку”, как говорят работники правоохранительных органов.

Нарубят этих палок, накидают, лбы от пота вытрут. А спроси их, зачем рубили-то? Ведь по сути все осталось по-прежнему. У Шаймиева один уголок одеяла вырвали, так он тут же другой ухватил.

...Даже стыдно за них порой. Что же они при всей своей величине и мощи не могут справиться с маленьким Татарстаном?

Ну да зато им самим не стыдно. У красного светофора постояли, показали себя демократами, сделали вид, что власть укрепили, и дальше поехали.



Партнеры