Тур на развалины Нью-Йорка

27 сентября 2001 в 00:00, просмотров: 234

Сегодня, 27 сентября, вот уже 22 года подряд все цивилизованные страны отмечают Всемирный день туризма. Как обычно, музеи, выставочные залы и культурные центры объявляют этот день открытых дверей. Москва присоединилась к туристическим гуляньям всего три года назад, но до кратковременного “обесценивания” культурных, исторических и художественных ценностей дело пока не доходило. Правда, в 2000 году столичные власти издали соответствующий приказ, но до музеев довести его не успели. Будем надеяться, что с третьей попытки и в Москве все получится — за доступ к шедеврам денег не возьмут.

По данным ООН, индустрия туризма занимает ведущее место в экспорте товаров и услуг, оставляя позади автомобильную промышленность, производство химических и пищевых продуктов, компьютеров и даже топлива. Еще пять лет назад и в России она была признана одной из приоритетных в развитии экономики. Но из федерального бюджета РФ 2001 года лишь $0,24 миллиона выделено на туризм. Для сравнения: Китай не пожалел $67 млн., Испания — $147 млн., Израиль — $203 млн. (Хотя Земля обетованная, как известно, пребывает в состоянии войны, и иностранных гостей, интересующихся ее достопримечательностями, стало на 60% меньше.) Россия по-прежнему весьма неумело пользуется своими прелестями, хотя может рассчитывать на серьезный доход от туризма. Подсчитано, что в среднем каждый гость России оставляет в стране $1350. Но у нас, особенно в последнее время, наблюдается нехватка гостиниц — в первую очередь это касается Москвы и Санкт-Петербурга. Да и те, что есть, дешевыми явно не назовешь: недельное проживание в российском отеле иностранному гостю обходится примерно в $820.

Несмотря на всевозможные кризисы и инфляцию, интерес к индустрии путешествий с каждым годом увеличивается. Количество турагентств постоянно растет, странствующих по миру также становится все больше. В прошлом году россияне порадовали большинство государств, традиционно популярных во всем мире. По сравнению с 1999 годом даже такую труднодоступную в плане получения визы Англию посетило наших граждан на 60,9% больше. Что уж говорить о Болгарии, курорты которой приняли россиян в 2,3 раза больше обычного! Лишь Чехия, установившая тогда визовый режим для граждан РФ, осталась в минусе: —14,1%.

Первая половина 2001 года также прибавила оптимизма турбизнесменам, но сентябрь преподнес более чем неожиданный сюрприз: страшную трагедию в США. И, безусловно, остаток года ознаменуется некоторым затишьем, и многие любители путешествий предпочтут отсидеться дома. Теракты в Америке стали причиной появления авиафобии сразу у огромного количества людей — страх на какое-то время станет основным сдерживающим фактором. Вследствие чего большинство компаний резко сокращают количество полетов и для того, чтобы удержаться на плаву, повышают стоимость билетов. С 11 сентября спрос на услуги туркомпаний по всему миру упал на три четверти — то есть из четырех отпускников трое остались дома.

Однако человеческое любопытство — страшная сила. Именно оно позволяет выжить туризму даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. Прошла лишь пара недель после терактов в США, а к месту, где еще курятся развалины Всемирного торгового центра, ежедневно выстраивается очередь из зевак, спешащих запечатлеть себя на фоне руин и с гордостью надеть майку с надписью “Я пережил теракт в Нью-Йорке”, купленную тут же за пять долларов. Туризм — штука безумно увлекательная и весьма циничная. По словам российских туроператоров, клиентов у них стало ненамного меньше. Все запланированные рейсы на Египет, ОАЭ, Тунис, Турцию выполняются по расписанию, и ни один не был отменен из-за массового возврата билетов. Более того, народ, не дожидаясь развития событий, уже бронирует новогодние поездки даже в Арабские Эмираты. Иностранные представительства по туризму и сегодня продолжают рекламные кампании по привлечению наших граждан. Как раз в эти дни в Москве открывается туристический офис Южной Кореи, на начало ноября намечена ознакомительная поездка в Сирию, фирмы продолжают осваивать новые направления. Так, например, один из крупных московских туроператоров, не страшась войны, к зиме собирается поднять самолет на Кубу.

Генеральный секретарь Всемирной туристической организации Франческо Франджиалли рапортует о том, что при неизбежных потерях нынешний год принесет индустрии рост порядка 3%, и прогнозирует скорую нормализацию ситуации. В общем, как говорится, жизнь продолжается. Конечно, спада на туристическом рынке не избежать, но и заказывать отходную молитву все же рановато.




Партнеры