СМИ, моя радость, усни

28 сентября 2001 в 00:00, просмотров: 694

Меньше читаешь — меньше знаешь, меньше знаешь — лучше спишь... Пять миллионов москвичей могут поблагодарить московских чиновников за крепкий и здоровый сон. По статистике, уже каждый второй житель Москвы практически не читает ни газет, ни журналов! А власти делают все, чтобы ни газеты, ни журналы не могли попасть к ним в руки.

Это не шутка, и статистика абсолютно реальна. Рядовой читатель даже не догадывается, сколько кругов ада проходит периодика, прежде чем окажется на витрине газетного киоска. Сколько унижаются распространители прессы в кабинетах глав районных управ. Как дают им взятки, как собирают “бычки” во двориках административных зданий.

А районные власти чувствуют себя по отношению к торговцам газетами всесильными властелинами. Факты чиновничьего беспредела вопиющи: управы размещают газетные киоски по своему усмотрению, закрывают их без согласия хозяев и даже комитета по телекоммуникациям мэрии, перемещают в неудобные для людей места, заставляют переоформлять разрешения на торговлю каждые два месяца, требуют отремонтировать здания управ или засадить газончики... А чтобы газетному киоску дали “добро” на существование или продление срока “жизни”, нужно получить подписи 29 (!) организаций. Поэтому распространители вынуждены постоянно поднимать цены на прессу.

В результате такой упорной борьбы с читателями Москва, занимавшая в 1989 году первое место в стране и одно из первых в мире по числу подписчиков газет и журналов на одного жителя, сейчас опустилась на позорное 72-е! За последние 5 лет суммарный тираж российских СМИ сократился вдвое, а с начала реформ — в 25 (!) раз.

Впрочем, удивляться этому уже не приходится. В московской системе распространения печати давно царит беззаконие. В прямом и переносном смысле. В российском законе “О печати” о ее распространении нет ни слова. Есть несколько постановлений правительства Москвы, но на практике они почти не действуют. Сейчас один газетный киоск в столице обслуживает по 3 тысячи горожан и физически не может удовлетворить их потребности, а расходы по распространению увеличивают изначальную стоимость газеты в 2—3 раза. Плюс под угрозой закрытия сейчас — каждый третий газетный киоск. Почему?

В отличие от колбасы и сапог, продажа газет почти не приносит прибыли. Платить аренду и коммунальные платежи многим киоскам просто не по силам. Еще в октябре 1999 года Союз журналистов России просил Мосгордуму в кратчайшие сроки рассмотреть закон, облегчающий жизнь продавцам газет, но тогда депутаты завернули его уже в первом чтении. И вот теперь настал момент истины: есть надежда, что перед выборами депутаты поведут себя по отношению к читателям более лояльно.

В чем суть проекта закона? В нем предполагается, что газетные киоски будут платить аренду по ставкам, предусмотренным для учреждений культуры, а коммунальные услуги — как бюджетные организации. А перемещать, сносить, закрывать киоски управам можно будет только с согласия специально уполномоченного органа исполнительной власти (мэрии). Кроме того, управам запретят приобщать газетчиков к “общественно-полезному труду” (уборке территорий и строительству дорог), а также принуждать их к обязательному страхованию имущества. А именно из этих расходов и складываются высокие цены на печатные СМИ.

— Попутно Московский комитет по телекоммуникациям и СМИ предлагает внести изменения в закон о порядке выдачи разрешений для объектов мелкой розницы, — говорит председатель бюджетно-финансовой комиссии МГД Михаил Вышегородцев. — Согласно им, такие разрешения можно будет выдавать на срок не менее пяти лет, а плату за торговый патент для киосков нужно вообще отменить.

Предоставить льготные условия продавцам газет городу не так уж сложно. Зато польза от этого очевидна. Может, через несколько лет столице удастся вернуть себе статус самого читающего города на земле?



Партнеры