Париж и Лондон сели на Эльбрус

Эльбрус — высочайшая гора Европы. Когда инвалид

I группы Яков Лондон преодолел последний и рекордный, 5642-й метр восхождения, он сразу же позвонил домой: “Сына, я на вершине! Я добрался!” “Это правда выше облаков?” “Да, Мишенька.” “Пап, это самая высокая вершина в мире?” “Нет, сынок, в Европе.”

Мальчик притих. Что такое Европа, он пока не знает. А как понять четырехлетнему пацану, что его отец — первый в мире колясочник, который самостоятельно поднялся на такую высоту, о которой многие здоровые альпинисты могут только мечтать?..

Техника таких восхождений в клубе Дмитрия и Матвея Шпаро отработана досконально. Специальный спортивный снаряд на лыжах, в котором сидит инвалид, альпинистскими зажимами (жумарами) крепится к веревкам. Получается, что инвалид-спинальник поднимается в горы на руках. Сначала приходится подтягивать себя, держась руками за веревки, на вершину. Затем — таким же способом, удерживаясь силой рук, спускаться.

Специфика восхождений спинальников в том, что передвигаться они могут лишь по снегу. Маршрут пролагается по таким ледникам, которые обычные экспедиции обходят стороной. Иногда крутизна склонов доходила до 70 градусов — это почти вертикальная стена.

Глядя вниз, бывалые ребята-альпинисты спрашивали: “Яков, тебе не страшно?” Он в ответ улыбался: “Когда поднимался, видел перед собой только веревку, а теперь могу горами любоваться”.

...У Якова Лондона в детстве была смешная кличка: Париж. Родовые корни всех Лондонов, которых довелось ему встречать в России, Германии и Америке, непостижимым образом произрастали из одной литовской деревушки. Но сам Яков живет в Новосибирске. В 1992 году 28-летнего Лондона избрали вице-президентом местной телекомпании. Кое-кому его работа так “не понравилась”, что 2 января 1998 года в Якова стреляли. Он остался жив, однако одна из пуль повредила позвоночник. С тех пор Яков Лондон прикован к инвалидной коляске. Назло врагам с телевидения, он не ушел. Мало того: создал собственную телекомпанию.

По телевизору Лондон и увидел передачу об экспедициях клуба “Приключение”. Тут же подумал: “Почему бы и мне не попробовать?..” Написал письмо Шпаро. Врач клуба “Приключение” Анатолий Соболев специально для Якова разработал курс подготовки.

— На тренировках я, отталкиваясь от земли лыжными палками, в специальной тележке ездил по асфальту, — рассказывает Лондон. — Когда впервые с огромным трудом преодолел 100 метров, пришел в ужас: “Все. Это невозможно...”

Восхождение на Эльбрус проходило в несколько этапов. Команда Шпаро построила три высотных лагеря, последний — на Седловине — на высоте 5300 метров. Ветер со снегом, перепады температуры от нуля до двадцати пяти градусов мороза... Когда до заветной рекордной западной вершины оставался один подъем, пришлось устроить день отдыха.

— Я уж думал — придется спускаться и, не дойдя до цели, начинать все сначала, — признается Яков. — Но все равно знал: отдохнем пару дней — и снова полезем. Честно говоря, я до сих пор еще толком не осознал, что произошло. У нас же не было цели побить рекорд, подняться выше всех. Мы просто шли в горы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру