Кукловоды "Талибана"

Видные политики Пакистана, в частности экс-премьер страны Беназир Бхутто, бьют тревогу. По их мнению, согласие нынешнего главы пакистанского правительства Первеза Мушарафа на участие в антитеррористической коалиции, возглавляемой Бушем, приведет к протесту самих пакистанцев, многие из которых ненавидят Америку. Кстати о протестах: в пакистанском городе Пешавар сразу после того, как власти обнародовали свою позицию, прошла 10-тысячная антиамериканская демонстрация. По сообщениям местных СМИ, все закончилось мирно. Пока... По мнению Бхутто, в случае, если решение Мушарафа не изменится, правительство под его руководством ослабнет и к власти придут секретные службы. Учитывая известный факт, что Межведомственная разведка Пакистана является “родителем” Усамы бен Ладена и талибов, можно предположить самое плохое развитие событий...

Беназир Бхутто в свое время лично пострадала от пакистанских секретных служб. В 1990 году она получила сокрушительное поражение на выборах в правительство. Сегодня в Пакистане уже никто не сомневается, что этот проигрыш — дело рук Межведомственной разведки (ISI) в союзе с заинтересованными политиками. Сама Бхутто после своего свержения призналась, что поддержка со стороны США, Великобритании, Саудовской Аравии является важнейшим фактором в успехах “Талибана”, то есть те же американцы вместе со своими партнерами (с недавних пор) по коалиции — Великобританией и Саудовской Аравией — вырастили врага на собственные деньги, с той оговоркой, что процесс роста происходил под четким присмотром все той же ISI.

В сентябре 1998 года бывший министр внутренних дел Пакистана Насирулла Бабар рассказал, что в 1994 году, находясь на этом посту, лично занимался формированием афганских отрядов и их военной подготовкой. По словам экс-министра, движение “Талибан” появилось еще в 1973 году при покойном премьер-министре, Зульфикаре Али-хане Бхутто, в тот самый период, когда в соседнем Афганистане появилась угроза “советского влияния”. Молодой тогда еще офицер Бабар сам занимался набором в отряды боевиков учащихся медресе и обучал их военным наукам в специальных лагерях.

Сама Межведомственная разведка была создана в 1948 году британским генералом Каутоумом. Поначалу главные задачи ISI не имели каких-то принципиальных отличий от задач спецслужб других государств: охрана внутренних и внешних интересов страны. Позднее спектр “услуг” разведки расширился: секретным службам “доверили” контроль над всеми иностранцами, проживающими в Пакистане, над СМИ, а также политически активными пакистанцами и дипломатами других стран, работающими в стране. Постепенно ISI превратилось в мощное военное государство в государстве, независимое от воли президента и премьер-министра. Доходы от “самостоятельной деятельности” (в рамки которой входит и торговля наркотиками, и коррупция) стали использоваться на финансирование войны в Афганистане, а также войны против Индии в Пенджабе и Кашмире. По данным американской разведки, в эпоху расцвета ISI имело сотни гражданских сотрудников и большое количество офицеров. Общая численность составляла приблизительно 10 тысяч человек, не считая осведомителей и платных агентов. Структура ISI выглядела следующим образом: секретариат, координирующий деятельность и обеспечивающий поддержку других подразделений; служба анализа и прогнозирования; объединенное бюро исследований, которое отвечает за контроль над политической ситуацией в стране; еще одно подразделение, отвечающее за действия пакистанских дипломатов за границей, проведение разведки на Ближнем Востоке, на юге Азии, в Китае, Афганистане и мусульманских республиках бывшего СССР; подразделение “Объединенное исследование — Север” отвечает за индийский регион.

Во время советско-афганской войны в структуре ISI было создано спецподразделение, собиравшее на афганской территории, в основном на юге, в районах проживания пуштунов, мальчиков, оставшихся без родителей. Их вывозили в лагеря под Пешавар, где учили военному делу и основным исламским законам. Это подразделение и стало основой “Талибана”. Позиция правительства Наваза Шарифа заставила талибов стать самостоятельными — Шариф в обмен на финансовую помощь со стороны США фактически отказал талибам в поддержке Пакистана. Набожные юноши из спецлагерей превратились в амбициозных фанатиков, которые продолжали требовать от своих “родителей” военную помощь. Уже при правительстве Шарифа стало ясно, что официальные власти не могут контролировать талибов, тогда как ISI продолжает вмешиваться во внутренние дела Афганистана посредством все тех же талибов. В конце 90-х во многих СМИ в связи с событиями в Афганистане регулярно появляются сведения о “заказчике” — ISI.

Сегодня о степени влияния Межведомственной разведки Пакистана на “Талибан” не может сказать никто. Вполне возможно, что фанатики, “выведенные” в Пешаваре, уже демонстрируют свою независимость от пакистанских секретных служб. По крайней мере, антиамериканская демонстрация была организована местными экстремистами. На плакатах в руках бунтовщиков красовалось знакомое: “Мы любим Усаму бен Ладена” и “Долой США!”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру