Г-Н ОФОРМИТЕЛЬ ОТПРАВЛЕН В ОТПУСК

  В музее-усадьбе “Архангельское” начали реставрировать уникальные декорации летнего театра. В день, когда их переносили из здания в специально возведенные мастерские, начальник реставраторов Сергей Рачков даже надел костюм, хотя обычно ходит в спецовке.

     Упаковщики из Пушкинского музея упрекали в непрофессионализме стажеров: “Кто так пакует! Ведь вы же скотч к подрамнику приклеили!” Вскоре, крича и ругаясь, рабочие стали выносить кулисы из театра. Главный хранитель Людмила Гринева при каждом неосторожном движении носильщиков нервно вздрагивала. Еще бы не вздрагивать — декорации-то уникальные.

     В летнем театре “Архангельского” никогда не было спектаклей в прямом смысле этого слова. И актеры в нем никогда не играли. Потому что театр, спроектированный итальянцем Пьетро Ди Гонзаго, был изначально задуман для другого рода развлекательных мероприятий. Зрители размещались в ложах и партере, оркестр начинал играть увертюру, занавес открывался, зал любовался задником, кулисами, падугами... Занавес закрывался. Проходило каких-то десять секунд, менялись декорации, занавес снова открывался — и так двенадцать раз подряд.

     Ди Гонзаго построил театр для своих кулис, хотя сам он в “Архангельском” ни разу не был. Хозяин усадьбы князь Юсупов часто показывал чудные “спектакли” своим родовитым гостям, в том числе и императорской семье. Все были поражены тем, как удачно получается у итальянца создавать эффект перспективы. Да еще музыкальное оформление в здании с отличной акустикой. “Храм”, “Малахитовый зал”, “Тюрьма”, “Таверна” — “полотна” господина оформителя впечатляли аристократов. А когда начинала раскачиваться люстра со свечами и создавалось ощущение, что рисованная кошка двигает глазами, те, зачарованные, были даже не в силах рукоплескать.

     — Этому полностью деревянному зданию 200 лет, — рассказывает Сергей Рачков. — От разрушения его спасло полное отсутствие отопления. В мире существовало только три подобных театра. Но итальянский сгорел вместе с декорациями. Шведский королевский театр в Дронинтхолме и сейчас работает в предместьях Стокгольма. Но оригинальных кулис у них не сохранилось — они демонстрируют новодел. Да и живописец их не так именит, как наш Пьетро. Когда шведы узнали, что у их театра есть побратим, они тут же пригласили нас к себе в гости. Очень нам понравилась идея разместить декорации в мастерских так же, как они висели в театре. До XXI века дожило лишь четыре комплекта декораций. Здесь холсты пробудут пять лет: столько, по оценкам экспертов, продлятся реставрационные работы, которые закончатся в декабре 2002 года.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру