Школьная доска бывает светлой

Школы гордятся своими выпускниками. Личные вещи героев хранятся в школьных музеях. А вчера в Москве впервые появилась мемориальная доска в честь директора школы!

Знаменитая 110-я — школа уникальная, единственная в своем роде. И не только потому, что именно о ее мальчишках, ушедших всем десятым классом в 1941-м на войну, проникновенно пел Булат Окуджава: “До свидания, мальчики, постарайтесь вернуться назад...” И не потому даже, что в ней учился такой звездный состав, каким, наверное, не может похвастаться ни одно другое учебное заведение страны: академик Андрей Сахаров , художественный руководитель Большого театра Геннадий Рождественский, актеры Мария Миронова, Алексей Баталов, Александр Ширвиндт , кинорежиссер Андрон Кончаловский , адвокат Генрих Падва — и это далеко не полный перечень ее знаменитых учеников. Главным в этой школе было другое — уникальный директор Иван Кузьмич Новиков. Деревенский парень, крестьянский сын, начинавший помощником сельского учителя, Новиков возглавил одну из самых центральных столичных школ и стал членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Он стоял во главе 110-й почти тридцать лет — с 1925 по 1952 г. И в трагические 30-е проявил себя не только как учитель: он прикрывал тех учеников, чьи родители были репрессированы.

Генрих Падва, ныне председатель российской ассоциации адвокатов, учился в 110-й с 1938 по 1948 год: “Иван Кузьмич вел у нас предмет, которого в то время еще не было ни в одной советской школе. Сейчас бы он назывался, наверное, “Политология”. Новиков учил нас читать между газетных строк, видеть то, что не написано, но подразумевается. Как директор он был, конечно, строгим. Строг, но справедлив — так тогда говорили. Однажды ребята из нашего класса прилично нахулиганили в школе. Учителя стали разбираться, искать зачинщиков. Притащили меня к Кузьмичу (так мы звали Новикова между собой). От меня требовали назвать имена провинившихся. Я молчал. Иван Кузьмич очень сурово, по-мужски со мной поговорил, но принимать решительные меры не стал. Хотя вполне имел право. Он понимал, что я не мог выдать товарищей”.

Однажды ученик Шура Ширвиндт подошел в директору школы, страшно недовольный тем, что ввели новый предмет — латынь. “А если у нас введут Закон Божий, Вы его будете вести?” Новиков исключил дерзкого ученика на 10 дней из школы. Ширвиндт запомнил этот урок на всю жизнь. И, кстати, одним из первых пришел на открытие мемориальной доски, приуроченное к 110-летию со дня рождения Новикова.

Жаль, что признание приходит к педагогу только после его смерти. Многие учителя заслужили памятники при жизни. Сегодня в Москве в 12-й раз открывается самый престижный конкурс педагогов “Учитель года”. Там соберутся лучшие из лучших учителей России. Возможно, когда-нибудь и им благодарные ученики воздвигнут памятники.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру