Димка, как ты там, в Белом Доме?

5 октября 2001 в 00:00, просмотров: 329

Главная учительница столицы — председатель Московского комитета образования — Любовь Петровна Кезина давно уже не ведет уроков. Но мало кто знает, как порой ей этого хочется... В День учителя возможны любые чудеса. То двоечник розу подарит, то лентяй класс подметет. И накануне праздника педагогов “МК” решил предоставить Любови Петровне эту возможность — провести настоящий открытый урок.

I. ОРГМОМЕНТ. Учитель заходит в класс, ученики встают, чтобы его поприветствовать. Учитель просит написать на доске сегодняшнее число. Работа пошла. Кезина входит в зал совещаний “Московского комсомольца”. Журналисты встают и здороваются. Главный редактор целует руку. Звонок (телефонный).



— Любовь Петровна? Зинаида Ивановна вас беспокоит. Я в прошлом педагог, сейчас на пенсии. Внуки учатся в школе, где я работала — №398. Даже не знаю, как вам это сказать... Ну, в общем, в нашей школе берут деньги! Сетка часов расписана так, что тех, кто не платит, отпускают с уроков раньше, а с остальными занимаются по полной программе.


— Так быть не должно.

— Мы звонили в округ — все бесполезно. На руководителя окружного управления никак не можем выйти, нас отсылают к инспекторам. Только одна вы можете прекратить поборы!

— Одну секундочку подождите, — говорит Кезина, и пока Зинаида Ивановна “висит” на телефоне, Любовь Петровна набирает номер окружного управления.

— Валентина Григорьевна? До вас никак не могут дозвониться родители школы №398, в том числе родители, которые сами работали педагогами. Я прошу вас разобраться в ситуации, которой они обеспокоены, и даю ваш телефон родительнице.

— Зинаида Ивановна, вы слышите? Записывайте! Вас примут и выслушают.

— Спасибо огромное! С Днем учителя вас! Счастья, здоровья!



II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. У профессионального учителя в арсенале хранятся тонны способов, как проверить выполнение домашнего задания. Самый распространенный — опрос. На нашем открытом уроке все было наоборот. За два академических часа Кезиной пришлось ответить почти на 40 вопросов.




Молодой мужской голос:

— Скажите, пожалуйста, есть какие-нибудь требования, которые предъявляются к директорам школ?

— Перечень требований есть в Положении о среднем общеобразовательном учреждении, которое утверждено Правительством РФ.

— У меня 12 лет педстажа, из них 5 лет я работал завучем, кандидат филологических наук. Это может служить основанием?

— А вы директором хотите быть?

— Ну да, я чувствую потенциал. У меня есть несколько авторских программ, есть идеи.

— Напишите свое обращение лично мне. Напомните, что разговаривали со мной на горячей линии, и передайте в комитет.

— Спасибо!

— Светлана Ивановна, учитель из Выхина. Как вы относитесь к методическим дням учителей? Должны ли они быть, если учитель имеет нагрузку, ну, скажем, до 24 часов?

— Почему же не иметь методический день? Я только за. Если есть возможность составить расписание так, чтобы у педагога был методический день, нужно идти навстречу учителю.



III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Самый важный этап урока. В нем концентрируется все новое, что учитель планирует донести до своих учеников. Кезина, как главная учительница, всегда в курсе всех преобразований и нововведений.



— Повышение зарплаты будет у нас какое-нибудь или нет?


— Ожидается повышение учительской зарплаты в декабре по линии федерального правительства. Так по крайней мере говорит Матвиенко Валентина Ивановна, вице-премьер. Она человек серьезный, и если обещает — слово держит. Сейчас просчитываются возможности повысить в 1,8 раза. Плюс к этому будет увеличена надбавка правительства Москвы.

— Скажите, пожалуйста, учителям, награжденным нагрудным значком “Отличник образования” будут платить какую-нибудь особую надбавку или нет?

— С первого января по закону “О развитии образования в городе Москве”, принятому этим летом, этим учителям будут выплачивать тридцатипроцентную надбавку.

— Но ведь такие значки теперь не выдают.

— Правильно. Но вместо него утверждены другие ведомственные награды. “Почетный работник среднего общего образования”, например. За эти награды надбавки будут такими же.



IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Самое время объяснить все скользкие вопросы новой темы, разобраться, что понято, а что нет.



— Я преподаю в классах с углубленным изучением английского языка, правда, школа у нас общеобразовательная, №238, вывески “спец” у нее нет. И совсем недавно столкнулась с проблемой: лучшие дети уходят от нас после 7-8 классов в школы при институтах, где выпускные экзамены приравниваются к вступительным в вуз. Хотелось бы узнать, будет ли вводиться профилизация в старших классах, чтобы как-то ограничить этот отток.


— Профилизация вводиться будет, потому что это направление прописано в программе модернизации образования России. Школ при вузах, о которых вы говорите — единицы. Если вам жалко, что дети уходят, никто не мешает создать в школе лицейские и гимназические классы. Создавайте такие классы и работайте на здоровье, не отдавайте хороших детей.

— Какие документы нужны, чтобы вывозить детей в турпоездки в разные города?

— Вы учитель?

— Да, из Митина.

— Как вас зовут?

— Лена.

— А меня Люба. Очень приятно!

— Ой, извините, Любовь Петровна! Так вот, мы раньше часто ездили по стране, из бюджета школы на это не тратилось ни копейки, все финансировали родители. Но недавно прошел слух, что для того чтобы организовать такую поездку, нужно обращаться чуть ли не в комитет образования за разрешением, пользоваться услугами какой-то фирмы непонятной. Поясните, пожалуйста.

— Если вы вывозите детей на летний отдых или на олимпиаду за бюджетные деньги, то здесь есть целый ряд требований, которые мы предъявляем. Но если вы вывозите своих собственных учеников на родительские деньги, достаточно одного приказа, по которому на вас возлагается ответственность за сохранность жизни и здоровья детей, которых вы с собой берете. Решается это на уровне школы.

— Вас беспокоит учитель с 40-летним стажем. Два месяца назад у моего мужа, тоже преподавателя со стажем более 40 лет, случился инсульт. И мы остались абсолютно без защиты. Нас просто выкинули из жизни. Я работаю в Северном округе. За 27 дней я получила тысячу рублей. Обращалась к бухгалтеру училища: может, вы помощь окажете материальную? Нет у нас помощи! Для нас ни санатория нет, ничего нет!

— Напишите заявление на имя руководителя окружного управления образования, вам обязательно помогут. В округе специально накапливаются средства на случаи, похожие на ваш. В нашей системе, к сожалению, нет таких реабилитационных центров, в которые можно было бы направить вашего мужа. Однако вы можете купить путевку и попросить оплатить ее частично, в виде материальной помощи или, как вот в таких сложных случаях, оплатить полностью.



V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК. Обычно в это время оценивается труд школьников, активно работавших на уроке во время закрепления изученного материала.



— Влияет на разряд педагога победа в конкурсе “Учитель года”?


— Влияет.

— А в школе сказали, что никаких приказов не приходило, хотя в этом году я победила в номинации “Педагогический дебют”.

— А какой у вас сейчас разряд?

— 12-й. Я работаю третий год.

— Для учителя с трехлетним стажем это солидный разряд. Значит, вы у нас талантливый учитель!

— У меня красный диплом, поэтому разряд у меня был сразу большой, 11-й. Потом я получила 12-й. А за победу в конкурсе — ничего.

— Напишите письмо на мое имя. Я посмотрю, как вам помочь.

— Из школы №343 Восточного округа вас беспокоят. Сейчас в школах очень много нерусскоязычных детей. Как их оценивать?

— Вы правы, в московских школах сейчас действительно учится большой процент приезжих детей, в основном с Кавказа, слабо говорящих по-русски. Школам, где учатся такие дети, дополнительно два часа в неделю разрешили посвящать обучению нерусскоязычных учеников только русскому языку.

— А сейчас их оценивать как? По минимуму?

— Если они к вам только приехали и не знают языка, я не стала бы пока оценивать, дала бы время адаптироваться. Вы же учитель! Вы можете пощадить ребят, не ставить пока оценки, можете просто подбодрить ребенка, сказать, что у него все хорошо получается, но оценку пока вы ему поставить не можете. Все что угодно.



VI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

Без комментариев.




— Любовь Петровна, а что же с шестидневкой? Будут ее вводить или нет? Я — родитель, и очень не хочу, чтобы ее вводили!


— У нас в Москве существует и пятидневка, и шестидневка. Отдайте своего ребенка в общеобразовательную школу и учитесь по пятидневке. Я за то, чтобы дети и родители проводили субботу и воскресенье вместе. Но для этого нужно выбрать школу, программа которой укладывается в пять дней не в ущерб здоровью ребенка.

— У детей в субботу курсы. Они же не будут успевать! Что делать в этом случае?

— Ваши вопросы вызывают у меня улыбку. Вы — родители, вы должны решать, что вам надо делать для того, чтобы ваш ребенок успевал учиться, и самое главное, чтобы ваш ребенок сохранил здоровье. Вы в первую очередь должны быть в этом заинтересованы. Пожалейте ребенка!



VII. ПЕРЕМЕНА. Такого пункта ни в одном учительском плане не встретишь. Но, в конце концов, сколько можно о серьезном! В День учителя можно позволить себе чуть-чуть расслабиться.



— А правда, что вы приказали сотрудникам Комобраза вести уроки в школах? Вы так боретесь с дефицитом учителей?


— Я рекомендовала работникам управлений и методистам взять часы педнагрузки в школе для того, чтобы быть ближе к школе, знать, чем она живет, с другой стороны — помочь закрыть школе эти вакансии учителей.

— А если они откажутся?

— Да они с радостью идут! Такие прецеденты уже есть. Много. Люди с удовольствием работают и в окружных управлениях, и в школе. Тут, правда, есть один момент. Они могут брать нагрузку до основного рабочего времени и в выходной день — субботу. Чтобы работа не страдала.

— А у самой у вас не было желания взять хотя бы несколько часов в школе?

— Это самый больной вопрос. Для меня прийти в школу, вести уроки и беседовать с ребятами — счастье. Я бы летала на крыльях. Но мое расписание руководителя таково, что это просто нереально.

— А у вас есть какая-нибудь личная традиция встречи Дня учителя?

— Да. У меня есть мои школьники, мои ученики, с которыми я встречаюсь по сей день, они приходят ко мне. Например, Володька Суровцев — заслуженный скульптор, Димка Кислицын — руководитель департамента кадров в Правительстве РФ. Много таких ребят талантливых. Хорошие были ребята, сказочные.



Партнеры