Карманным адвокатам бояться нечего

В субботу всех адвокатов самого влиятельного столичного объединения — Московской городской коллегии — звали на грандиозную сходку в кинотеатр “София”. Там предполагалась конференция МГКА со скандальным итогом. Вплоть до снятия с должности председателя коллегии, мэтра отечественной юриспруденции Генри Резника.

Но адвокаты прореагировали на призыв самых активных своих коллег довольно вяло. Кворума не оказалось, и судьбоносных решений принять не удалось.

А между тем на собрании обсуждались проблемы, архиважные не только для МГКА, но и для всей российской адвокатуры.

Яблоком раздора стал новый Закон об адвокатуре, подготовленный в рамках судебной реформы. Причем некоторые члены коллегии лишь недавно узнали, что жизненно важный для них проект, идеологом которого считается Генри Резник, уже прошел в Думе первое чтение, через пару недель попадет на второе, а там недалеко и до высочайшего его утверждения.

Между тем проект — это революционный поворот в деятельности адвокатов. Он не только ликвидирует все коллегии, утверждая в этой сфере единовластие, но и фактически разрешает государству контролировать адвокатуру, чего не было даже в советское время. Комиссия, ведающая выдачей лицензий, будет только наполовину состоять из профессиональных защитников. Остальные 6 человек — чиновники Минюста, депутаты, судьи…

Тем же проектом юридические консультации отменяются как пережиток прошлого. Всех московских адвокатов занесут в реестр Минюста. Объединяющий орган — палата: российская и своя в каждом субъекте Федерации. На содержание обеих палат из гонорара каждого адвоката будут высчитывать деньги. Кстати, сам Минюст на “контролеров за адвокатами” уже запросил 42 млн. руб. сразу и по 16 млн. руб. ежегодно.

В силу всех этих причин многие юристы считают федеральный закон катастрофой. Зато лидер московских защитников Генри Резник им вполне доволен...

На конференции самого Резника вообще не ждали — он был в командировке. Но Генри Маркович все же приехал. Говорят, накануне не сомкнул глаз — так переживал за судьбу законопроекта.

Естественно, корреспондент “МК” попросил председателя МГКА прокомментировать новый закон. И получил неожиданный отпор.

— А кто вас пригласил? — негостеприимно насупился вдруг Резник. — Между прочим, у нас закрытое заседание!

— Но наших читателей очень интересует, останутся ли адвокаты независимыми или их будет контролировать Минюст, — не сдавался корреспондент.

— Какой Минюст? — досадливо отмахнулся председатель. — Я вот сейчас начну проверять, есть ли посторонние в зале! У нас внутрисемейная разборка, понимаете?!

...“Члены семьи” в выражениях не стеснялись, называя позицию председателя по-всякому: от “ошибочной” до “идиотской”. Воздух уже искрился от крепких выражений, но Генри Маркович ловко отражал все удары. Бархатным баритоном он объяснял со сцены, что этим законом он, по сути, ведет товарищей в светлое будущее.

Дескать, закон внесен в Думу президентом, и потому его скоро примут — с этим надо смириться. Но поправки тоже внесены, так что переживать нет никакого повода. А поскольку все адвокатское сообщество к работе над законом привлечь было невозможно, проект и прорабатывался келейно и в спешке. Но выход из положения есть — создать на базе МГКА общественную организацию с тем же названием...

А неблагодарные товарищи в зале только морщились: “Кидалово ведь…”

Сторонников закона можно понять. У них есть “голубая мечта” — расквитаться с так называемыми “параллельщиками”. С людьми, которые, не сумев вступить в МГКА (а это всегда было непросто), образовали свои, альтернативные, коллегии. Сейчас их в Москве 15. И если МГКА чтит закон и не берет в свои члены судимых, психбольных, без высшего юридического образования, то “параллельщики” принимают всех — только плати взносы.

“Закон ставит препятствие на пути окончательной деградации адвокатуры, превращения ее в проходной двор и сборище продажных маклеров” — уверен Резник и его последователи.

“Закон смоделирован по принципу: демократическая оболочка, административная начинка, — парируют противники. — В последней редакции Минюст даже может отобрать у юриста лицензию. Так очень легко манипулировать защитниками: не слушаешься — лишайся прав. Как мог Резник согласиться с такой редакцией?”

Но Резник объяснил все гениально просто. Мол, раньше “этой нормы не было, просто в последний момент у исполнителя сломался компьютер и эти слова выскочили сами”.

Зал сильно развеселился. А Генрих Падва обозвал закон в его нынешнем виде “гробовщиком адвокатуры”.

В законе действительно многого не прописано. Например, сказано, что некоторым категориям граждан (пенсионерам, инвалидам и пр.) новые бюро должны бесплатно оказывать юридические услуги. А в бюджет оплату этих услуг не заложили. Значит, скорее всего малоимущие дармовой помощи не дождутся.

Самое слабое место — вопрос с помещениями, многие из которых (особенно, расположенные в центре Москвы) представляют собой лакомый кусок для властей. В проекте читаем, что исполнительная власть “должна оказывать содействие” в предоставлении адвокатским бюро крыши над головой. Понятно, что послушным (карманным) адвокатам будут содействовать. А прочие останутся на улице.

К финалу собрания в зале осталась всего пара сотен человек. В итоге придумали компромисс. Решили создать комиссию, которая в сжатые сроки проработает все слабые с экономической точки зрения места законопроекта. На том и разошлись.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру