Как казаки в ПВО играли

“Ракетная версия” гибели российского авиалайнера “Ту-154” рейса Тель-Авив—Новосибирск по-прежнему остается одной из главных. Взрыв на борту, конечно, мог произойти и по другим причинам. Но сбрасывать со счетов возможность поражения “тушки” средствами ПВО Украины нельзя.

Напомним, что трагедия совпала по времени с крупномасштабными учениями вооруженных сил Украины. Средства ПВО в республике достаточно старые, доставшиеся в наследство от СССР, — это несколько полков зенитно-ракетных комплексов “С-125” и “С-200”. Плюс корабельные и войсковые средства противовоздушной обороны. Береговую зону в Крыму прикрывает часть ПВО в Симферополе, а на учебный полигон под Феодосией, где проходили учения, периодически выезжают противовоздушные спецы со всей Украины.

Ракеты они пускают не слишком часто: проблемы с горючим и боеприпасами в украинской армии еще острей, чем в российских Вооруженных Силах. Давно выслужившие срок ракеты сами по себе таят немало опасности. Эксперты, к которым мы обращались, не исключают возможности сбоев в их управлении. В том числе и проблем с самоликвидаторами, которые должны срабатывать в случае отклонения ракет от учебной цели. Словом, вероятность того, что российский “Ту-154” взорвался от попадания ракеты, на самом деле высока.

Из досье “МК”. В апреле 2000 года во время учебных стрельб на Черноморском флоте России противокорабельная крылатая ракета, запущенная с береговой установки, попала в украинский теплоход “Павел Верещагин”. Были тяжело ранены помощник капитана и четыре пассажира.

Несколько дней спустя ракета класса “земля—земля”, выпущенная с Гончаровского военного полигона (Украина), разрушила девятиэтажный дом в городе-спутнике Киева Бровары. Жертвами стали восемь человек.

Еще один инцидент в апреле произошел восточнее села Приморье в Казахстане. Мишень “Стриж-3”, запущенная с полигона Ашулук (Астраханская область), едва не угодила в населенный пункт. Спустя год не долетела до цели и упала на территорию Казахстана российская ракета “С-300”. Во всех случаях у ракет не сработала система самоликвидации.

О начале этих учений украинские военные сообщали заранее. По принятой во всем мире практике как минимум за две недели до боевой работы все заинтересованные ведомства оповещаются о закрытии района стрельб для пролета гражданских и военных самолетов. Сам район учения относят по меньшей мере на 30 километров от международных и внутренних авиалиний. Но стопроцентной гарантии безопасности все же нет.

Ясно одно: цепь трагических случайностей (конкретно — отклонение авиалайнера от основного маршрута в сторону Крымского полуострова и вероятность “охоты” ракеты зенитно-ракетного комплекса “С-200” за незапланированной целью) могла привести к авиакатастрофе.

Украина же продолжает настаивать на своей непричастности к гибели российского авиалайнера: главком ПВО Владимир Ткачев вновь отверг возможность причастности украинских военных к гибели “Ту-154” над Черным морем. По его утверждению, данные объективного контроля свидетельствуют о непричастности войск ПВО вооруженных сил Украины к трагическому инциденту. Известно, что из 26 запущенных ракет 24 попали в цель, а на двух сработали самоликвидаторы. Увы, дать стопроцентное подтверждение, что одной из целей не оказался случайно и “Ту-154”, невозможно.

На побережье Черного моря расположены и российские средства ПВО — они есть в Новороссийске, Туапсе, Сочи, военной базе в Батуми. Но, по имеющимся у нас сведениям, в день трагедии боевые пуски там не производились. Более того, расстояние в 185 километров — кратчайшее от места падения самолета до берега — не может преодолеть ни одна ракета, кроме запущенной с комплекса “С-200”. А таких у Российской армии в этом регионе нет.

Из высокопоставленных источников в Кремле стало известно, что “ракетная версия” гибели “Ту-154” подтверждается многими факторами. В частности, в обломках самолета, поднятых со дна, имеются небольшие круглые отверстия. Ракета комплекса “С-200” как раз снаряжена тысячами стальных шариков, которые выбрасываются при приближении к цели. Отверстия также есть в извлеченных из Черного моря телах погибших пассажиров авиалайнера.

Тем не менее состав специальной комиссии, созданной для расследования причин катастрофы, косвенно убеждает: правда о трагедии “тушки” не слишком-то нужна ни Москве, ни Киеву. Иначе чем объяснишь, что в составе этой комиссии нет ни летчиков, ни пэвэошников, ни специалистов по организации воздушного движения...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру