"Опущенная" обезьяна

Откуда есть пошла жизнь на Земле? Со времен Дарвина его противники получили массу новых аргументов и доказательств. Например, того, что люди произошли вовсе не от обезьян, а от одного прародителя-человека, который никогда обезьяной не был. Человек этот был необычайно умен и даже умел говорить на языке, от которого произошли все современные языки мира. О том, насколько это возможно, мы решили поговорить с учеными — антропологами и лингвистами...

Рептилии против амеб

Внятного ответа на вопрос, откуда все-таки на планете появилась первая органическая молекула, нет. Приверженцы теории эволюции считают, что она образовалась случайно: так сложились обстоятельства, что миллиарды лет назад “песчинки” вдруг сгруппировались в ДНК, а из нее уже начала развиваться жизнь. Позже математики подсчитали, что количество материала, который для этого необходимо перетрясти, в миллион раз превышало бы объем всей Вселенной. Для того же, чтобы это произошло на одной Земле, понадобилось бы почти бессчетное число миллиардов лет. Возникновение жизни — вопрос, как выяснилось, настолько неразрешимый, что ученые предпочитают оставлять его за скобками своих теорий. “Ведь это, наверное, самая большая тайна, по сравнению с которой установить точную эволюцию человека — ерунда”, — говорит директор Московского института антропологии Арсен Пурунджан.

Если Дарвин появление первой белковой молекулы воспринимал как данность (завещая эту проблему потомкам), то сторонники теории креационизма (буквально — создания) как аксиому преподносят сотворение жизни на планете единовременно. Мол, амебы, куры, собаки и люди возникли сразу — одним махом. На этом, естественно, настаивают богословы: мол, мир создал Бог. Эволюционисты в ответ ехидничают: Бог ведь создал мир не за одну секунду, а за 6 дней — начал с простейших и закончил венцом творения — человеком. Так что Господь тоже был эволюционистом.

Смех смехом, но за все годы исследований палеонтологи не нашли ни одной (!) формы жизни в стадии изменения. А генетики определили, что клетки бактерии по своему составу не менее сложны, чем клетки человека. И не факт, что одни были раньше других... Занятно, что белковое строение бактерий и дрожжей, рыб, амфибий, рептилий различаются на 64%. Разница огромная! Кстати, как уже писал “МК”, американские ученые сравнили геном неандертальца с геномом современного человека. Вывод был ошеломляющий: между тем и другим... нет ничего общего.

И все-таки поклонников теории эволюции, стоящих на материалистических принципах, по крайней мере у нас в стране, гораздо больше, чем идеалистов, допускающих участие в сотворении жизни “третьих сил”. Что не мешает тем и другим спорить до хрипоты... А в результате появляются бесчисленные теории и подтеории зарождения жизни. Вот лишь две из них.

Судьбоносный кувырок

Эта теория противоречит утверждению Дарвина, что эволюция на Земле происходила плавно и поступательно. Около полумиллиарда лет назад на планете произошел так называемый кембрийский взрыв. Земля повернулась тогда на 90 градусов относительно своей оси, и в результате ее материки сменили свое тогдашнее местоположение — у полюсов — на нынешнее.

Этот катаклизм привел к стремительному появлению множества новых биологических форм. Причем если в “докувырковую” эпоху процветали одноклеточные организмы, то потом их место заняли многоклеточные современного типа. Что послужило тому причиной? В основном версии сводятся к тому, что на Земле резко изменились физико-химические условия (например, стало значительно больше кислорода). Но есть и чисто биологические объяснения. К ним относится, например, “гипотеза жнеца”. Если в пруд запустить хищную рыбу, то разнообразие зоопланктона в нем резко возрастает. В спокойном пруду существует несколько видов-монополистов, которые не дают развиваться прочим живым организмам. Хищная рыба “прореживает” узурпаторов, открывая возможности прочим формам жизни. Кембрийская катастрофа как раз и выступила в роли такого “хищника”. Выходит, разнообразие жизни на Земле — результат вовсе не эволюции, а катаклизмов.

Доисторическое “Мальборо”

Версию водворения на Землю жизни инопланетянами ученые не воспринимают всерьез (“А откуда она взялась на других планетах?..” — задают они встречный вопрос). Однако у нее очень много поклонников в среде, так сказать, энтузиастов. В подтверждение своей правоты они приводят археологические находки, которые якобы свидетельствуют о том, что люди на Земле жили одновременно с доисторическими животными, что противоречит теории эволюции. Из интервью одного западного профессора-археолога: “Однажды мы прокопали десять шурфов в Тиауанако и его окрестностях — и во всех отрыли украшения и другие предметы, сделанные рукой человека. Но в одном из них мы встретили окаменевшие останки гигантского животного третичного периода, которое было отнесено к роду токсодонтов. Известный палеонтолог Познански тоже утверждал, что нашел окаменевший череп человека на глубине 4 метров от поверхности земли — в том же слое, где встречались останки вымерших животных, таких, как токсодонт — животное, которое, согласно данным палеонтологии, было трехметровым травоядным млекопитающим и проживало 25 млн. лет назад, в самый разгар кайнозоя”.

Директор Института антропологии Арсен Пурунджан смеется: “Я сам лично однажды нашел в пласте возрастом 50 миллионов лет пачку “Мальборо” и римские монеты. А мои коллеги обнаружили в доисторическом черепе аккуратную дырочку — как от пули. И даже сделали предположение, что на землю прилетали марсиане и устроили здесь звездную войну. Хотя аналогичные дырки оставляют земляные черви. Чего только не бывает...” Как правило, “сенсационные” находки дополняются сказаниями и легендами, бытующими в местах их обнаружения. В американском местечке Тиауанако любят рассказы о созданиях с четырьмя пальцами: “Однажды прибыл огненный корабль с острова Солнца; с корабля сошло существо, похожее на женщину очень высокого роста, двух метров. Ее ступни были похожи на ласты, а голова — вытянутая и заостренная на конце, руки о четырех пальцах и огромные уши; с этим созданием нельзя было разговаривать, так как оно употребляло другой язык. Оно пришло основать монастырь, от которого осталось три черных камня, хранящихся сейчас в музее. Эти камни — из вещества, которого не найти нигде на свете. Затем женщина взошла на свой корабль и уплыла...”

В поисках райского сада

Мысль о том, что все люди — братья и произошли от Адама и Евы, — не нова. Но лишь с приходом генетики идея единого прародителя всего человечества стала обрастать научными доказательствами. Как рассказывает Арсен Пурунджан, наиболее распространена версия, что наш общий предок жил в Африке. Именно у нее на сегодняшний день больше всего подтверждений. Шведские генетики, исследовав геном 53 современных людей из разных концов мира, пришли к выводу: человек впервые появился на территории южнее пустыни Сахары около 170 тысяч лет назад, а оттуда распространился по всему свету, вытеснив неандертальца, который, как уже было замечено выше, не имеет ничего общего с гомо сапиенс.

Шведы в своем открытии делали ставку на анализ РНК митохондрий (вид молекул белка), которые по женской линии передаются практически в первозданном виде, изменяясь лишь в результате мутаций. А поскольку эти мутации имеют постоянный ритм (случаются через определенные промежутки времени), то при сравнении РНК различных сообществ можно высчитать, когда именно у них был общий прародитель. Вычисления как раз и указывают на давность 170000 лет — и именно этой цифрой датируется древнейший отпечаток женской ступни, обнаруженный на Африканском континенте. Впрочем, генетики не претендуют на стопроцентную точность открытия. Ведь исследовалась только женская генетическая история — так сказать, линия Евы. Возможно, “анализ” потомков Адама внесет в теорию свои коррективы.

“Вы не представляете, сколько писем я получаю от наших граждан со всевозможными теориями происхождения человека. И каждое из них по-своему интересно”, — говорит Пурунджан.

Большие перспективы, например, у “северной” теории происхождения человека. Генетики попытались сравнить Y-хромосомы проживающих там народностей. Как известно, Y-хромосома не имеет своей пары, поэтому не обменивается генетическим материалом с “коллегами” и могла бы передаваться от отца к сыну в неизменном виде, если бы не все те же мутации. Правда, их частота исключительна низка, что дает возможность для поиска общего предка. Предположим, группа людей отселяется от своих сородичей. Один представитель группы имеет мутировавшую Y-хромосому. Постепенно отселившаяся группа растет, и увеличивается число ее представителей с мутацией.

Современные финны отличаются огромным количеством мужчин с мутировавшей Y-хромосомой. При этом такая же точно мутация произошла с хромосомами многих бурят, которые внешне не имеют ничего общего с финнами. А среди якутов аналогично мутировавшая Y-хромосома вообще встречается в 80% случаев. Вывод: у всех этих народностей был один-единственный общий предок. Между прочим, похожая хромосома наблюдается и у каждого шестого этнического русского, что тоже указывает на общего прародителя. В свою очередь, это исследование перекликается с теорией так называемой северной прародины человечества — Гипербореи, предположительно находившейся на месте нынешнего Кольского полуострова. Когда на Земле появился первый человек, климат был совсем другим: на севере было не так холодно, и именно там сложились оптимальные условия для жизни людей. (Правда, многие ученые не видят здесь логики: тепло на севере было задолго до появления первого человека.) Но приверженцы “северной” теории убеждены, что климат начал портиться уже при гомо сапиенс, и наши прародители были вынуждены “спуститься” на юг и добраться аж до Индии.

Фундамент Вавилонской башни

Кстати, на Севере и по сей день сохранилось много географических названий с древними санскритскими корнями “инд”, “ганг”, “рам” — реки Индога, Индоманка, Индигирка, озера Ганго и Рамозеро... Что дало основания некоторым лингвистам сделать далеко идущий вывод: все языки мира произошли от одного — прасанскрита.

Как антропологи ищут единого прародителя, так и лингвисты ищут единый праязык человечества. У нас в стране этими поисками занимается Московская школа лингвогенеза под руководством известного лингвиста Александра Милитарева. Он утверждает, что все языки — и древние, и сегодняшние, — несмотря на их различия, устроены поразительно похоже. Что вряд ли было бы возможно, если бы каждый из них зародился на заре цивилизации самостоятельно. Например, шумерский dingir — “бог” — созвучен с тюркским tengri — “небо”, “бог”. А звуки “o”—“i” используются для обозначения единственного и множественного числа в самых разных языках... Отличие — лишь в их положении. В африканских они находятся в начале слова (o-tondo — “корзина”, i-tondo — “корзины”), в итальянском — в конце (uom-o — “мужчина”, uom-i — “мужчины”)...

Язык, как известно, развивается, обрастает новыми словами и “заменяет” старые. Александр Милитарев рассказывает, изменения во всех языках мира происходят с одинаковой скоростью! Правда, эта синхронность касается лишь определенной части языка — его так называемого ядра. Ядро — это те слова, которые выражают наиболее существенные в жизни людей предметы и явления: части тела, главные местоимения, числительные, объекты окружающей среды (“вода”, “солнце”), некоторые цвета, действия и т.д. Именно это ядро словаря изменяется одними и теми же темпами по всей планете — независимо от того, затеряны ли люди в горах и пустынях или обитают на перекрестке торговых путей в центре цивилизации. Почему? Объяснение, утверждает Милитарев, этому может быть только одно: язык сравним с живым биологическим объектом — вроде дерева, все ветви которого растут одинаково, в одно и то же время покрываются листьями и одновременно их теряют. Наречия мира, подобно ветвям, растут и развиваются синхронно. А это возможно лишь в одном случае — если у них был общий предок. Осталось только его отыскать...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру