Иван Грозный снова в Кремле

15 октября 2001 в 00:00, просмотров: 264

Завтра на Боровицком холме пройдет важная “операция”: взятие Кремля “Иваном Грозным”. Но есть все основания полагать, что в этом случае обойдется без жертв, и если потрясения все же будут, то исключительно художественные, потому что речь идет о знаменитом балете Юрия Григоровича, новую постановку которого осуществил мастер. Ее премьера и состоится в среду в Государственном Кремлевском дворце.

Впервые балет “Иван Грозный” был показан в 1975 году в Большом театре. Огромный успех премьеры поспособствовал тому, что уже на следующий год хореограф был приглашен в Париж, где делал французскую версию спектакля для Гранд-опера. И вот — третье обращение мастера к теме сурового царя.

Хорошо известно, что Григорович не любит давать интервью, а тем более рассуждать о своей работе накануне премьеры. А тут еще на выпуске спектакля подхватил простуду, температура 39°. И все же несколько слов у него выудить удалось.

— Я с удовольствием вновь взялся за “Ивана Грозного”, — признался хореограф. — Во-первых, это опять встреча с Прокофьевым. Во-вторых, с труппой “Кремлевского балета” под руководством Андрея Петрова, с коллективом которого у меня сложились хорошие отношения во время постановки в позапрошлом сезоне “Ромео и Джульетты”. Но самое главное — хотелось посмотреть, как зазвучит тема царя Ивана Васильевича вблизи его исторической резиденции под колокольней Ивана Великого. Я по-прежнему никак не стремлюсь актуализировать коллизии периода его правления. Балет вообще не для того существует. Я просто ищу в потоке времени свою художественную истину.

Музыкальной основой нового спектакля, как и раньше, остается композиция, созданная еще в начале 70-х годов композитором Михаилом Чулаки из фрагментов киномузыки Прокофьева к фильму Эйзенштейна “Иван Грозный”, а также других тематически близких сочинений Прокофьева. Спектакль идет в декорациях и костюмах, выполненных в свое время чародеем-сценографом Симоном Вирсаладзе, а ныне арендованных у Большого театра. Правда, придуманное художником многоплановое трансформирующееся храмовое пространство пришлось обновить в мастерских ГАБТа, что и было сделано по заказу Кремлевского дворца.

Но главное отличие нынешнего “Ивана” — в том, что он несказанно помолодел. Что, в общем, полностью соответствует либретто — ведь в первой части балета его главный герой действительно молод: он только что вступил на царство и женился на Анастасии. На сей раз в заглавной партии выступят беспрецедентно молодые исполнители — 20-летние танцовщики Роман Артюшкин и Сергей Теплов (напомним, что первым исполнителем Ивана был Юрий Владимиров, затем эту партию унаследовали Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Ирек Мухамедов и др.).

Анастасию также танцуют молодые солистки Кремлевского балета — Наталья Балахничева и Валерия Васильева. Примечательно, что ассистентом балетмейстера выступила звезда русского балета Наталия Бессмертнова (первая исполнительница партии Анастасии). В спектакле также заняты совсем юные воспитанники московских балетных школ. Вот такой молодежный “Иван Грозный” получился у Юрия Григоровича, который в январе будущего года отметит собственное 75-летие.




Партнеры