ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЗАХВАТИЛ КРЕМЛЬ

19 октября 2001 в 00:00, просмотров: 565

  Мэтр отечественной хореографии Юрий Григорович активно возвращает на московскую сцену свои старые балеты. После “Ромео и Джульетты” и “Лебединого озера” явился “Иван Грозный”.

     Когда в далеком 1975-м Юрий Григорович выпустил “Грозного” (музыка Сергея Прокофьева, художник Симон Вирсаладзе), тогдашнюю художественную элиту шокировало, что хореограф-реформатор вдруг взялся отражать кровавую жизнь русского диктатора — царя Ивана Васильевича. Некоторым в этом виделось заигрывание с советской властью. Правда, это не помешало зрительскому успеху балета, в котором одну из своих лучших ролей создала Наталья Бессмертнова (Анастасия). А такие звезды Большого, как Игорь Владимиров и Борис Акимов, блистали в партиях Грозного и Курбского.

     Нынешняя версия Григоровича, созданная им для театра “Кремлевский балет”, ничем не отличается от давней постановки хореографа. Однако тема кровавой диктатуры сегодня совсем не является шокирующей. Получился спектакль о больном, одиноком царе и его обыкновенной человеческой любви. О том, что власть — это всегда страшно и, как правило, заканчивается трагически.

     Юрий Григорович в очередной раз доказал, что он мастер режиссерских построений, а в его балетах всегда есть драматургический “скелет”, на который он изобретательно наживляет танцевальную плоть. Трепетны и красивы дуэты Анастасии и Грозного, и сегодня не потерявшие своей нежной лирической притягательности. Запоминаются пластические изломы страдающего Грозного, стремительный танец Курбского. Те, кто видел в этом балете Бессмертнову, Владимирова, Васильева, Акимова, вольно или невольно будут сравнивать нынешних молодых артистов “Кремлевского балета” с их великими предшественниками. Но если отключиться от сравнений, то можно отметить милый облик Натальи Балахничевой (Анастасия), горячую страсть Романа Артюшкина (Иван Грозный) и эффектного супермена Сергея Васюченко (Князь Курбский). Чего им не хватает? Самостоятельности и оригинальности в трактовках. Танцуют они пока с оглядкой на прежних исполнителей, а хотелось бы современного прочтения знакомых партий.

    




Партнеры