Бес в матерое ребро

Cветлана Хоркина стала бабушкой, не будучи матерью, в двадцать один год. “Бабушка российской гимнастики” — пестрели весь прошлый год наши и зарубежные газеты одинаковыми заголовками. Понять коллег просто: две Олимпиады в любом виде спорта — это уже ветеранская планка.

Французская велосипедистка Жанни Лонго, с точки зрения обывателя, придавленная намертво к земле этой самой планкой, выиграла недавно очередную золотую медаль — “всего-то” спустя двадцать лет после первого своего “золота”, в сорок три года.

“Бабуля” российского фигурного катания Мария Бутырская почти в тридцать собирается выступать в феврале на Олимпиаде в Америке. Соревнуясь при этом со школьницами.

Туда же, в Америку, в прямом смысле слова навострил лыжи и Алексей Прокуроров, который блистал еще на Олимпийских играх в Калгари в 88-м году. Подумайте только: пятые Олимпийские игры! Как утверждает чемпионка мира в толкании ядра 37-летняя Лариса Пелешенко (собирающаяся встретить свое сорокалетие тоже выступлением на очередной Олимпиаде), нет в спорте возрастного предела, есть жажда власти, читай — победы. “Когда есть цель — все переносится значительно легче. И включается максимализм самопожертвования. Надо хотеть и уметь брать на себя многое”.

“Возрастные” спортсмены хотят и могут. Единственное, чего они не хотят категорически, — так это на лавочку у спортивного подъезда. Избежать ее совсем нельзя. Но можно же отодвинуть...
Палки — в сторону!От чего все же зависит долголетие в спорте? Специалисты утверждают, что первый серьезный фактор — это эндокринная система. Она в организме — ведущая, и, как только какие-то гормоны истощаются, начинаются сбои. Второй фактор относится непосредственно к видам спорта. В соревнованиях на выносливость можно выступать очень долго. А в видах спорта так называемой высокой координации — гимнастике, фигурном катании — эндокринная система истощается значительно быстрее, потому что нагрузка на структуры мозга увеличена.

“Посмотрите, пенсионный возраст для балерин — тридцать шесть лет, — говорит Леонид Райцин, специалист по биомеханике, долгое время работающий со спортсменами. — Срабатывают нагрузки высокой координации. А в спорте то же самое — только никто не устанавливает пенсионного возраста...”

Официально назвать какого-то спортсмена пенсионером, если он только сам того не захочет, действительно невозможно. Это все равно что прервать полет в приказном порядке. Да еще и с нарушением техники безопасности. Каков будет результат? Катастрофа. Да и как вообще можно запретить образ жизни, дающий к тому же и средства к существованию? Эндокринная система важна, спору нет, но без характера ни пробежать, ни прыгнуть даже с отлаженной системой никто не сможет.

— Спорт — это действительно и образ жизни, и пропитание, — говорит мировая рекордсменка и олимпийская чемпионка Ирина Привалова. — И можно, например, бегать столько, сколько сам захочешь: с новым поколением витаминных препаратов сегодня и в сорок лет спортсмены чувствуют себя, как раньше в двадцать пять. И пока держатся на уровне, будут держаться. Вон в балете, несмотря на их пенсию: казалось бы, уже 60 — дай дорогу молодым, но все равно выходят на сцену и будут ногу поднимать. А спорт — это даже не балет, где можно на пять сантиметров ногу ниже поднять, но все равно тебе будут за это хлопать. Не показываешь тех секунд, которые необходимы, все — до свидания. Нужно держать уровень. Но все взаимосвязано: как только у спортсмена появляется результат, его не надо гнать палкой на тренировку. Его, наоборот, надо останавливать...Реанимацию вызывали?Так грамотно остановили тренеры нашего молодого бегуна Юрия Борзаковского. Когда Юра отказался от участия в чемпионате мира, желающих упрекнуть его в отсутствии патриотизма нашлось предостаточно. Но Юра только начинает выступать и уже сегодня думает о будущем. Если хотите, о пенсионном накоплении.

— Он хочет бегать, чтобы побеждать, — говорит Лариса Пелешенко. — Юра показал в сезоне один из лучших результатов в мире. Он показал, что у него нет травм, и просто для себя очень правильно решил: рано еще в двадцатилетнем возрасте мальчику, еще, можно сказать, подростку, соревноваться в такой взрослой компании мужиков. Можно ведь подорвать свое психическое состояние. У меня, например, все на психике построено: если она подорвана — я должна себя реанимировать от и до. Борзаковский все сделал правильно: он подал за себя голос. Надо ведь думать о том, что будет потом. А потом будет борьба с мужиками до сорока лет... Юра должен соревноваться со сверстниками, чтобы в двадцать лет не возненавидеть бег и не закончить со спортом. Тогда век его будет долгим. Нужно проявлять характер!

— Многие спортсмены обладают характером, но используют его не там, где надо, — считает Леонид Райцин. — От отрицательного надо стараться идти дальше. Когда встаешь на вершину, хочется удержаться там, и очень трудно двигаться вперед. Но тебя начинают спихивать. И тогда это отрицательное превращается в ускорение.

Жизнь многих “возрастных” спортсменов — одно сплошное ускорение. Ту же самую Ирину Привалову, уже неоднократно стоявшую на вершине, специалисты называют просто фантастической спортсменкой. Она выигрывала, выигрывает и собирается выигрывать дальше. Она показывает основное для спорта — результат. Поэтому, когда Ира шутя заявляет, что в сорок, может быть, переключится на марафон (пройдя уже и спринт, и средние дистанции), то окружающие не снисходительно улыбаются, а в восхищении чешут затылки. И думают о том, что просто так 33-летняя чемпионка никогда не шутит. Она лишь дозированно выдает информацию.

Как правило, остаются в спорте те, кто чего-то уже достиг. Если говорить о мотивации — то сейчас помимо возвышенной, можно сказать, идейной существует и более приземленная, выраженная в дензнаках. Хотя большинство спортсменов утверждают, что деньги не стоят на первом плане. Потому что, если человек не чувствует в себе радости спорта, его никакой материальный стимул на ступень пьедестала не подбросит. А если снова и снова идет на борьбу, просто прет, если хотите, — значит, ему это необходимо.Мышцы и лохмотьяТак происходит, например, с чемпионкой мира 99-го года по фигурному катанию Машей Бутырской. Помимо ярчайших взлетов, у нее было два провала в карьере: в 93-м, когда она не попала в олимпийскую сборную, и в 96-м, когда она сама чувствовала, что зашла в тупик. Из провалов она вытаскивала себя буквально за волосы. И снова возвращалась к соревновательной нервотрепке. Хотя, казалось бы, — какого черта? Могла ведь совершенно спокойно раскатывать по показательным выступлениям и срывать аплодисменты зрителей исключительно за свой артистизм. Особенно после того, как стала чемпионкой мира. Но она продолжает соревноваться с девчонками, разница в возрасте с которыми измеряется уже десятком лет. Более того, ее тренер, например, считает, что главную роль в том, что Маша так долго находится в группе самых сильных фигуристок мира, как раз и играют ее возраст и накопленный опыт.

Этот опыт, это накопленное ощущение себя влияют на то, что спортсмен работает совсем по-другому. У молодых очень много сил идет вхолостую — у той же Бутырской коэффициент полезного действия значительно выше. Она знает, где может себе навредить. Опытный спортсмен работает, если можно так сказать, цивилизованно.

— Если говорить о мышцах, — утверждает тренер Елена Чайковская, — то тридцать лет — это не тот возраст, когда они превращаются в лохмотья. Девочки, взлетающие и порхающие, — это замечательно, но зрелая фигуристка — это сплав чувств и отшлифованной техники. Когда-то в свое время Маша тоже безалаберно махала руками, не понимая, что она делает, и уповая только на технику. Сегодня она очень грамотно себя ощущает. В комплексе ощущает. Зрелый спортсмен, например, никогда глупо не поломается просто от чрезмерного усердия. Он знает, как себя разогреть, когда остановиться и передохнуть. Это совершенно уникальная вещь — опыт: ее никакими разговорами не внедришь, только через многолетний труд. А если говорить о психологии — вредят ли Маше разговоры о ее возрасте, — то Бутырскую могут сколько угодно называть “бабушкой”. В данном случае женское кокетство к спорту не имеет никакого отношения. Иногда она позволяет себе сказать: “Ой, чего-то я волнуюсь...” “Ну да, конечно, — говорю я, — ты же первый раз идешь выступать, понятия не имеешь, что это такое...” Тогда она начинает смеяться. И сама себя настраивает на то, что идет работа. Это ее личная работа. И год от года Маша буквально матереет.

“Когда я не тренируюсь какое-то время, — утверждает другая “заматеревшая”, Светлана Хоркина, — у меня крыша едет. Я не хочу уходить, потому что во мне сидит эта борьба. Я ничего не должна уже никому доказывать. Но я должна выступать и побеждать ради себя самой. И какая разница, сколько лет девочке, которая передо мной выступала на брусьях...”

— Кто же будет делать скидку на возраст? — говорит 38-летний Алексей Прокуроров. — Когда я выхожу на старт, то всегда надеюсь на победу и борюсь за нее. Даже если чувствую себя не очень хорошо. Прежние награды не тянут назад — наоборот, подстегивают: я же уже был там, впереди, знаю направление, в котором надо идти! Я знаю, как надо работать и когда пришла пора устроить передышку...Клизма для кумировОни знают все: как надо есть, пить, тренироваться... Знают, как помочь организму выстоять в нелегкой борьбе с молодыми. Легендарные Людмила Белоусова и Олег Протопопов, например, с упоением рассказывают об очистительных клизмах, которые помогают в их преклонном для спорта возрасте настроиться на выступления перед зрителями. В конце прошлого века кумиры, между прочим, отметили 45-летие ледовой деятельности.

Один спортивный специалист рассказал мне про исследование, которое проводилось в Болгарии. Больные люди в возрасте начинали заниматься тяжелой атлетикой и значительно улучшали свое состояние. Тяжелая атлетика — вообще один из наиболее взрывных и “долгоиграющих” видов, и есть примеры шестидесятилетних, показывающих результаты на высочайшем уровне. Так вот, происходило это потому, что больные погружались в вид спорта, который требует от человека максимального включения всего организма, всех резервов.

“Да, но резервы ведь когда-нибудь заканчиваются?..” — спросила я с некоторым недоверием. Ответ был предельно лаконичен: “Со смертью”.

К чему это я? К тому, что на предстоящей Олимпиаде будет побеждать либо совершенно бесшабашная юность, либо заматеревший опыт. Лично я — за тех, у кого бес в ребрах. Не шальной, внезапный, а взращиваемый и тренируемый годами. По-умному надрессированный. И выпрыгнувший в нужное время и в нужном месте. Пятерка самых именитых возрастных спортсменов, претендующих на поездку в Солт-Лейк-Сити Сергей ЧЕПИКОВ, биатлон

34 года. Олимпиада-88 в Калгари — 1-е место в эстафете (биатлон). Олимпиада-94 в Лиллехаммере — 1-е место в гонке на 10 км (биатлон).

Алексей ПРОКУРОРОВ, лыжи

38 лет. Олимпийский чемпион по лыжным гонкам 1988 года.

Мария БУТЫРСКАЯ, фигурное катание

29 лет. Чемпионка мира 1999 года. Бронзовый призер чемпионатов мира 1998 и 2000 годов.

Лариса ЛАЗУТИНА, лыжи

36 лет. 5-кратная олимпийская чемпионка (Олимпиада-92 в Альбервилле — 1-е место в эстафете, Олимпиада-94 в Лиллехаммере — 1-е место в эстафете, Олимпиада-98 в Нагано — 1-е место в лыжных гонках, 5 км; 1-е место — гонки преследования, 10 км; 1-е место в эстафете).

Альберт ДЕМЧЕНКО, сани

30 лет. Участник трех Олимпиад.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру