Лицензии оптом и в розницу

24 октября 2001 в 00:00, просмотров: 236

Можно ли заработать на президентском поручении? Практика показывает, что в нашей стране все возможно. И это — тоже.

В течение последних двух лет федеральные органы власти, начиная с Государственной Думы и заканчивая Администрацией Президента, были завалены потоком писем с просьбами и требованиями “навести порядок на рынке переработки лома черных и цветных металлов”. Писали все: губернаторы, местные Думы, руководители промышленных предприятий и даже отдельные граждане. Что немудрено: беспредел, творившийся в этом секторе экономики, поражал своим размахом, разнузданностью и очевидностью. Почти 70 процентов этого рынка контролировалось криминальными структурами. Прямые потери государства только в виде налогов исчислялись десятками миллионов долларов. Пункты приема фактически превратились в скупки краденого металла с промышленных объектов. Правоохранительные органы и местные власти всех уровней от бессилия разводили руками. И все в один голос твердили: необходимы жесткие и эффективные механизмы государственного регулирования рынка металлолома.

Накал страстей пришелся на 2000 год. В декабре того же года Путин дает поручение председателю правительства в кратчайшие сроки разобраться со сложившейся ситуацией и принять необходимые меры для наведения порядка. В мае 2001 года премьер подписывает постановления №367 и №368 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов” и “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов”. Согласно документу рассчитывать на лицензию могли только те фирмы, у которых имелось собственное оборудование для переработки металлолома, и не просто какое-нибудь, а вполне конкретное. Список и технические характеристики такого оборудования прилагались. Грамотно — и сразу видно, правительство поработало на совесть, выполняя поручение президента. Оставалось последнее, но, пожалуй, самое главное звено — в точности исполнить его на местах, в регионах, откуда, собственно говоря, и шла волна призывов о наведении порядка. Последнее звено — это главы областных администраций и региональные департаменты (комитеты) по лицензированию. Именно они должны были стать “железным занавесом” между криминальным прошлым и цивилизованным будущим металлоломного рынка. Именно армия честных и порядочных чиновников из региональных лицензионных палат должна была стать спасительной “таблеткой” от головной боли властей.

Теория безупречна, да вот на практике все оказалось по-другому. Деньги — вот основной двигатель исполнения всех поручений. Российское чиновничество весьма изобретательно, если речь идет о весомой прибавке к жалованью. То ли ответственность оказалась слишком велика, то ли велик соблазн, но, очень быстро смекнув, что на рынке переработки металлолома огромное количество фирм и фирмочек, которым не получить новую лицензию — это все равно что отобрать кислородную подушку у астматика, — начали выдавать лицензии всем подряд. Конечно, не бесплатно. Ведь главное — это назвать цену, а договориться всегда можно. Например, в Ярославской области из 12 фирм — переработчиков металлолома 8 не соответствуют требованиям, указанным в новом Положении о лицензировании. Однако работать продолжают. С полного одобрения местного комитета лицензирования во главе с г-жой И.Г.Щуровой.

Криминал, всеми средствами старающийся остаться на плаву после государственного торпедирования, использует в качестве спасательного круга хорошо зарекомендовавшие себя средства. Прежде всего одни представляют в лицензирующие органы недостоверную информацию: подложные договоры аренды недвижимого имущества и оборудования, паспорта, акты проверок и другую документацию на несуществующее оборудование, а также на оборудование, не соответствующее техническим нормам и требованиям, ложные сведения о наличии аттестованных специалистов. Как ни парадоксально, но лицензионщики на это просто закрывают глаза, не удосуживаясь провести элементарные проверки, или, может быть, не хотят ничего проверять?

Другие поступают проще, вступая в преступный сговор с лицензирующими органами, и уже с их ведома представляют подложные документы, указанные в Положении о лицензировании. Может быть, господа чиновники о мере ответственности ничего не слышали?

Третьи поступают совсем просто — занимаются предпринимательством без всякой лицензии. Дешево и сердито. Работают, пока гром не грянет, а потом можно пойти по тем двум путям, описанным выше.

Еще немного свежих примеров. Ивановская область. Более 60 процентов зарегистрированных фирм работает с явными нарушениями порядка лицензирования. Функции по лицензированию данного вида деятельности возложены на управление промышленности администрации области. Подписывает лицензии, выдаваемые по новому Положению, начальник управления промышленности администрации области г-н Степанов, а производит непосредственные проверки соответствия соискателей лицензионным требованиям замначальника управления промышленности администрации области г-н Малышкин. Или взять, например, Астрахань, край непуганых арбузов и черной икры. Только 3 из 22 ломоперерабатывающих фирм, работающих в регионе, удосужились привести свое оборудование в соответствие с новыми требованиями. 19 фирм лицензию получили, только вот их оборудование не соответствует постановлению... В Ростовской области 26 уже получивших новые лицензии фирм работают с нарушениями.

Список можно продолжать еще долго. Все эти регионы объединяет одно: везде лицензирующими органами не выполняются постановления Правительства РФ. Видимо, в губерниях свои законы — астраханский вариант толкования федерального закона, или ярославский, или ростовский, или... Но центр далеко, в телевизоре, а на местах, видимо, свои “понятия”.

Что же стоит за этим явлением? Традиционное российское разгильдяйство или злой умысел? Недопонимание всей серьезности дела? А может быть, элементарная корысть, попытка сделать бизнес на государственных решениях? По такому поводу хочется вспомнить слова Габриэля Лауба: “…человек берет взятку в одном-единственном случае — когда предоставляется случай”. А случаев столько, что впору аукцион устраивай.

Подобные противоправные деяния могут встать костью в горле у некоторых лицензионщиков. Вот совсем свежий пример из Костромской области. Губернатор области Шершунов уволил одного высокопоставленного чиновника администрации области, который выдавал фиктивные заключения сомнительным фирмам о соответствии их новым лицензионным требованиям. Но, к сожалению, сегодня не все региональные руководители контролируют ситуацию в регионах, как в Костроме, и подобные примеры скорее больше сенсация, чем норма.

Есть такой афоризм: “Управлять при помощи законов легче тогда, когда следствием их несоблюдения являются угрызения совести”. Похоже, нашим чиновникам это не грозит.




Партнеры