Быть или не быть — вот соцопрос

27 октября 2001 в 00:00, просмотров: 481

У россиянки за жизнь бывает до десяти сексуальных партнеров, а 70 процентов мужчин изменяют женам. Едим мы в основном картошку и борщ . А большинство граждан страны считают себя обеспеченными людьми.

Все перечисленное не имеет лично к вам никакого отношения? Социологи ничем не могут помочь, это мы сами все им так наврали.

Общественное мнение формируют всего полторы тысячи жителей страны.

Первые социологические исследования начали проводиться в 60-х годах, в период оттепели. Но факты часто подтасовывались или скрывались, таким образом, большинство рабочих шарикоподшипникового комбината, например, имели цветные телевизоры. Правда, только на бумаге.

После перестройки результаты соцопросов перестали быть закрытыми, и вот уже несколько лет мы знаем о себе все. Но часто даже на первый взгляд информация кажется маловероятной. Между тем исследование проводилось честно. Социологи утверждают, что в некоторых случаях респонденты просто обманывают исследователей. Особенно когда вопрос касается доходов. Так 50 процентов россиян на треть занижают цифру своего заработка. Но это обман сознательный. Случается и так, что респонденты врут, сами того не понимая.

— В результате опроса выясняется, что доярка из Рязани относит себя к среднему классу. И она в этом действительно уверена, потому что у себя в деревне она не самая богатая, но и не самая бедная, — приводит пример неосознанной лжи руководитель центра социологических исследований Сергей Владимирович Туманов, — а вопрос “к какому классу вы себя относите?” — обходной маневр, чтобы узнать реальное материальное состояние россиян. Вот и получается путаница.

Так почему же именно доярка из Рязани попала в список опрашиваемых? Оказывается, для того, чтобы узнать мнение россиян в целом, — интервьюируют всего 1600 жителей страны.

— Погрешность в этом случае составляет где-то три процента — для науки эта цифра вполне приемлема, — объясняет Туманов, — можно опросить больше людей, и вероятность ошибки уменьшится на один процент, который не исказит общей картины.

Респондент вычисляется не сразу. Выборка идет до упора. Часто по совершенно не относящимся к делу признакам. В итоге респондентом может оказаться мужчина, живущий в доме с четным номером, на четном этаже, в четной квартире. Но там еще живут его мама, жена, дочка и сын. А он попал в число опрашиваемых, например, потому, что у него последнего в этой семье был день рождения.

Именно по такому принципу был проведен опрос ВЦИОМА, в результате которого выяснилось, что каждый второй россиянин не верит в переселение душ и считает, что живет на земле первый и последний раз. 14 процентов уверены, что уже жили раньше в другом образе, а 10 — убеждены, что возродятся вновь.Треть россиян мечтают пожать руку ПутинуВ идеале изучение общественного мнения — наука, но политики и предприниматели давно усекли, как могут результаты такого опроса изменить мнение народа.

— Сразу после раздачи россиянам ваучеров к нам обратилась некая коммерческая группа с просьбой провести опрос, — продолжает Сергей Владимирович. — Желаемые результаты были сообщены сразу — 60 процентов россиян должны будут считать, что завтра ваучер подскочит в цене. Мы отказались участвовать в мошенничестве, а на следующий день по одному из каналов ТВ сообщили результаты проведенного в России опроса, из которого следовало... ваучер подскочит в цене. Так коммерсанты сбыли с рук накопившиеся бумаги.

Политические рейтинги — часто тоже провокация. Желание присоединиться к большинству — в нас не умирает. И если изо дня в день средства массовой информации сообщают нам, что кандидат такой-то на первом месте, по мнению большинства потенциальных избирателей, — мы верим, потому что потенциальные избиратели — это мы. С точки зрения психологии такой способ манипулирования общественным мнением — особенно действенный.

Крупные социологические центры на подтасовки не идут — выгода сиюминутна. А вот если зарекомендовать себя как исключительно честная организация — опросы будут вызывать доверие, а поток заказчиков не иссякнет. Изучают мнение народа и такие самодостаточные организации, как Министерство внутренних дел. Своими силами.

— Результаты оценки деятельности правоохранительных органов из года в год были самыми что ни на есть положительными, — рассказывает руководитель центра МГУ, — что не могло не вызвать сомнений у руководства. Но независимые специалисты пришли к тем же результатам. А все дело в том, что оценить работу правоохранительных органов с помощью опросов невозможно. Народ смотрит сериалы про ментов и Каменскую и делает выбор.

Но с этой точкой зрения можно не согласиться, большинству из тех, кто хоть раз столкнулся с нашей милицией, сериалами мозги не запудришь. Скорее причина положительных оценок в элементарной боязни сказать правду.

Ну а если верить социологам, то большинство из нас боится смерти, завидует олигархам, преступникам и чиновникам, которые, по мнению россиян, всегда в шоколаде, и с удовольствием пожали бы руку Путину. Самыми престижными названы профессии врача и рабочего. Исключительную радость доставляет нам покупка новой одежды, а самое сильное разочарование — гибель “Курска”. Своим врагом мы считаем Америку, а раем — Германию, но уезжать из России не собираемся. Больше всего нам жаль Святослава Федорова, а бедой века мы называем наркоманию. А вот что большинство из нас совершенно не волнует, так это тунеядство, уличная торговля и феминизм. Что вы за птица?“Москвичи отвыкли говорить по душам, — считают социологи, — все некогда”. Психологи определили, что все мы с большим доверием относимся к женщине среднего возраста. Их и подсылают с анкетам к недоверчивым гражданам.

Госкомстат, кстати говоря, в подобные тонкости не вдается, переписывать нас будут скорее всего молоденькие девушки, хотя их часто принимают за наводчиц, кроме того, и сами они рискуют, стучась в незнакомую дверь. Как показывает практика, мужчины с опросниками связываются неохотно. Во-первых, они считают все это фигней, во-вторых, боятся ляпнуть что-нибудь не то. Женщины гораздо коммуникабельнее. Дамы на пенсии — мечта интервьюера. Иногда остановить поток откровений практически невозможно. Выйти из контакта, не обидев собеседника, — высший пилотаж для соцработника. Кстати, эта профессия названа россиянами в числе самых непрестижных.

Но социологи не расстраиваются и не перестают делить нас на различные группы. Например, все население страны разделяется на четыре “команды”: жизнелюбы — это 37 процентов россиян, молодежь в возрасте до 23 лет, незамужние женщины, которые относятся к среднему классу и проживают в семье из трех-четырех человек, женщины с одним ребенком. Все они демократы, имеют лишний вес и не высыпаются; мизантропы — 29 процентов, часто мужчины старше 60—69 лет, с образованием ниже среднего. Все они — сельские жители, бедные, женатые, коммунисты, курят и не занимаются спортом; соколы — 16 процентов, это чаще всего мужчины старше тридцати, среднего достатка, из рабочих, неженатые, живут в маленьких городах, образование высшее или среднее, политических симпатий не имеют, не высыпаются и пренебрегают медосмотрами; вороны — 8 процентов, чаще всего люди старше 70 лет, вдовы, бедные, политических симпатий не имеют, не высыпаются. Мужчины и женщины глазами друг друга

Из качеств, которые должны присутствовать у настоящего мужчины, по данным ВЦИОМа, сами представители сильного пола раньше на первое место ставили ум. Теперь половина опрошенных считают, что важна порядочность, а треть — независимость. По сравнению с 1999 и 2000 годами количество мужчин, считающих важными для себя качествами верность и заботу, уменьшилось вдвое.

Примерный портрет мужчины, по мнению самих мужчин, выглядит так: умный, порядочный, хозяйственный, стойкий к невзгодам, независимый, немножко верный, чуточку заботливый, внешне не очень привлекательный, не темпераментный, не сексапильный, с тяжелым характером. Что в принципе не сильно разнится с представлением о мужчине женщин. Женщины также не находят в современном герое сексапильности и темперамента. Зато разглядели душевность и способность сопереживать — качества, о которых мужчины даже и не упомянули...

Что касается женского портрета, то мужчины до сих пор пребывают в каменном веке и самым важным качеством — разоритесь производители суперсовременной бытовой техники! — называют хозяйственность. Мужчинам импонируют зависимые (от них), пасующие перед невзгодами, черствые, не очень порядочные и не совсем умные половинки. Но зато обязательно красивые, сексуальные и верные.

Всего 37 процентов женщин считают, что должны обладать интеллектом. Современные дамы видят себя хозяйственными, заботливыми, умеющими решать свои проблемы и постепенно утрачивающими способность сопереживать.

А вот портрет современной горожанки. Абсолютно все мы хотим выглядеть привлекательно, но при этом четверть опрошенных принимают ванну только раз в неделю, а ежедневный душ может позволить себе лишь половина респонденток. 50% женщин красят волосы сами в домашних условиях, 16 процентов — в парикмахерской, остальные не красят их вовсе. Больше половины опрошенных уверены, что они пребывают в прекрасной физической форме. Половина женщин в принципе не против отказаться от сладкого в пользу хорошей фигуры, но продолжают есть все подряд не в силах сопротивляться богатому ассортименту съестного в магазинах.

Основным стимулом выглядеть хорошо чаще всего называли желание покрасоваться среди коллег. Плюс невысказанное желание за счет внешности подняться по карьерной лестнице. Также большинство из нас слишком устает от постоянного зарабатывания денег и уже не находит сил для себя. Кроме того, денег на уход за внешностью все равно не хватает.

Бегаем по улицам, изредка попадаясь в сети социологов и торопливо сообщаем, что ни времени, ни денег у нас нет, мужчины незаботливы и эгоистичны, а женщины не моют посуду и не хотят рожать детей. Читаем “Тихий Дон”, “Двенадцать стульев” и “Мастера и Маргариту”. Потираем ручки, узнав, что чиновник попал за решетку, и поднимаем рейтинг новой игровой программы. А потом читаем в прессе результаты соцопросов и искренне удивляемся: откуда они все это взяли? Просто бред, да и только.



    Партнеры