"Здоровому" обществу прописали особые театры

31 октября 2001 в 00:00, просмотров: 233

  В Москве завершился фестиваль особых театров “Протеатр”. В этих труппах играют необычные люди — те, которые часто не могут выразить себя в повседневной жизни: глухонемые, умственно отсталые, с физическими недостатками. Однако то, что они делают на сцене, вызывает смесь шока, удивления и восхищения у “нормальной” публики. Такой фестиваль в столице прошел впервые.

     — Мы хотели сделать так, чтобы обычные люди относились к подобным коллективам не со снисхождением, а с интересом, — говорит одна из организаторов фестиваля Наталья Попова, специалист в области специальной педагогики. — После всех спектаклей люди говорили мне, что здесь создается особая атмосфера, но не из-за жалости, а потому что, уходя, зрители думали: “Сколько же этим людям надо работать, чтобы такое сделать?! И неужели я, здоровый, не могу справиться со своими проблемами?!”

     Самой большой победой особого фестиваля можно считать аншлаги на спектаклях “особых” артистов: здоровые ломились на спектакли тех, кого общество давно задвинуло на периферию своего сознания с ярлыком “безнадежно больные”.

     — Трудно было найти такие театры, — продолжает Наталья Попова. — Звоним в местные структуры, и нам говорят: “У нас таких нет”, а через полгода они вдруг обнаруживались сами. Многие из них не афишируют свое существование, других не хотят замечать власти... А когда мы просили деньги, нам часто отвечали, что “тут на здоровых денег нет, а еще вы...”.

     Не зря ломился зритель в подвальный театр ГИТИСа: было на что посмотреть. Во французском театре “Турбуленс” отличить здоровых от больных и вовсе было невозможно. А артисты не собирались открывать свои истории болезни — просто устроили шоу и показали, какие все они разные и что может каждый из них. Вышли на сцену и почти час исполняли общий танец-песню, похожий на шаманские обряды. Вот от группы актеров отделился чернокожий гибкий мальчик. Начал танцевать брейк, закручивая кульбит за кульбитом и ловко выписывая ногами восьмерки. Зал стонал от восхищения, а парнишка уже уступил место крупной, яркой даме, танцующей мягко и сексуально. Следом мужчина в строгом костюме тоже пытался изобразить что-то свое, хотя его комичные и нелепые движения можно было назвать танцем с сильной натяжкой...

     Эстафету подхватила театральная студия “Круг” из Москвы — отрывками из спектакля “Волшебная флейта” по мотивам оперы Моцарта. Для актеров это был первый показ спектакля на публике.

     — Мы выбрали для постановки именно эту пьесу, потому что она — о взрослении, о становлении человека, — говорит руководитель студии Наталья Попова. — Для наших актеров это утверждение самого себя на сцене. Всем не хватает умения стать зрелыми, но им еще нужны особые пути этого становления — уверенность и особая атмосфера. Эта работа вытягивает их на полноценное поведение.

     — Чем отличается работа режиссера в особых театрах?

     — Здесь мы смотрим, чтобы все, что делается по отношению к ребенку, было направлено на его развитие, самоощущение. Режиссер работает с особенностями каждого из них. Я думаю, что любой режиссер, поработав с нами, станет лучшим для обыкновенных актеров.

     В этой волшебной сказке абсолютно все поют оперные партии — при том, что вокалом занимались всего год. Поют непрофессионально, но с явным удовольствием и к изумлению для самих себя: для многих это — вообще первый опыт пения в жизни. Например, писаная красотка с романтической внешностью, сыгравшая одну из Дам Царицы Ночи, после спектакля говорила с надеждой, что “мама увидела, чем я тут занимаюсь, ей понравилось, и теперь она будет отпускать меня сюда легче, чем раньше”. Когда занавес закрылся, эти счастливые дети стали прыгать и кричать: “Ура!..” С той стороны сцены им отвечали шквалом аплодисментов.

     Помощь фестивалю приходила из разных мест: от десятков ребят-волонтеров, которые все время фестиваля не отходили от участников; из Минкульта и Министерства образования, которые помогли фестивалю с деньгами на проживание и премиями... Цветочная фирма безвозмездно дарила букеты актерам после каждого спектакля. Лужков помог автобусами. Наконец, устроенный после финального гала-концерта бесплатный сладкий буфет, где ребята смогли наесться фруктов: печально, но для многих в другое время это непозволительная роскошь...

    



    Партнеры