А за кулак ответишь!

...Он бросил монету и хладнокровно наблюдал за ее падением. “Лететь или не лететь?” — вот в чем был вопрос. Если бы монета проявила в своем полете большее коварство, Сидней мог и не увидеть Олега Саитова. А он бы не увидел вторую золотую медаль Олимпийских игр и Кубок Баркера, который вручают самому техничному боксеру.

Но выпало — лететь. Спортсмен принял это как знак свыше и начал интенсивную подготовку к Олимпиаде. Вот так все бывает просто в этой жизни. Или сложно? Да просто — бывает...

Великолепная форма россиянина оказалась сюрпризом для многих, включая арбитров. Он выиграл “золото”. Но еще оставался Кубок Баркера. Претенденты на него были все как на подбор, и Сидней гадал: Олег Саитов, Александр Лебзяк или кубинец Феликс Савон?..

Пока судьи прикидывали, чьи мозолистые боксерские руки окажутся для переходящей статуэтки наиболее достойными, Саитов прогуливался по Олимпийской деревне. “Лови немедленно такси! — издалека закричал ему тренер Игорь Уткин. — Срочно едем “Баркера” получать!” Саитов от неожиданности вот только что не спросил: “А с какого перепугу-то?..”
* * *Обладателем самого почетного трофея в мировом любительском боксе из наших мастеров до Саитова был только незабываемый Валерий Попенченко на Играх-64. За десятилетия знаменитый приз, кстати, порядком поизносился: статуэтка покачивается, от кубка отлетают серебряные лепестки... Зато чувствуется дух времени.

Свой триумф в Сиднее Олег воспринял на удивление спокойно.

— До меня двукратным олимпийским чемпионом из соотечественников удалось стать только Борису Лагутину, и мало кто верил, что я смогу повторить его достижение. Знать это было, не скрою, неприятно. Зато никто не давил мне на психику: мол, страна ждет от тебя только “золота”.

Конечно, поражения Александра Карелина, Александра Попова, Андрея Чемеркина били по нервам. Но на себя их проигрыши я не примерял и, думаю, не буду и впредь...

— Вам не приходилось слышать, что Олег Саитов выиграл Олимпиаду “дуриком”? Со стороны это ведь выглядело так: бездельничали-бездельничали, потом бац — и первое место.

— Ну, как сказать... Просто, когда человек знает, что у него одна-единственная цель — Олимпийские игры, остальное не имеет значения. Проиграл ты “до” или выиграл — никого не волнует. Какая разница, как ты выступил на чемпионате Европы? Выиграл Олимпиаду! Зачем еще что-то доказывать? Все чужие карты биты.

— Вы хотите сказать, что победная Олимпиада все спишет?

— Просто во время Игр все встает на свои места.

— Довольно трезвый взгляд на жизнь, даже философский, видимо, оберегает от лишних стрессов... У вас бывают депрессии?

— Последнее время бывают. Правда, мне достаточно побыть одному, чтобы никто не трогал, и я успокаиваюсь. Ну, не часто, но бывают.

Хотя это правда: неудачи никогда не выводили меня из себя. Я поставил перед собой конкретную цель, и все остальные результаты воспринимал так, словно это происходило не со мной. То есть что зависело от меня — я выполнял. Но всегда же найдутся люди, которые разожгут костер на пустом месте... Нашу сборную лихорадило до Сиднея, когда исполняющим обязанности президента Федерации бокса России стал Владимир Лаптев. Он не только вмешивался во все подряд, но мог, например, заявить главному тренеру: “Твое дело — махать полотенцем в перерывах между раундами, а решать, кому драться, буду я”. Потом Лаптев подал в отставку. Но на федерацию тут же посыпались его судебные иски с требованием возмещения морального ущерба. Тяжба длится уже второй год. К тому же Лаптев провозгласил себя президентом Федерации бокса ФСО профсоюзов “Россия”. Из-за этого уже разразился грандиозный скандал.

— Обычное дело в верхах. Вы что, никогда политикой не интересовались?

— С политиками общаюсь, но, мне кажется, я еще не вырос до того уровня, чтобы задавать какие-то там вопросы. Что творится... Такой информации, которая мне нужна, — ее все равно нет. Хочу я, предположим, кому-то из друзей помочь, приду к нужному человеку, мне еще и неудобно очень будет... Попрошу, а он мне: “Олег, всему свое время”. Значит, у меня не было нужной информации. А то, что можно из газет и журналов узнать... Я больше чем уверен: там публикуют информацию, которую “надо” давать народу. Процентов 20 если правды там будет — это уже здорово. Те люди, из моего круга общения, информацию из газет не берут.

— И это взгляд на современную прессу будущего журналиста?.. Какой курс пошел?

— Последний курс журфака в Казани. Потом будет диплом.

— Зачем?

— Так получилось, что после первой Олимпиады все мне говорили: “Олег, сейчас надо учиться, получать образование...” Действительно, надо учиться, это я понимал. Как раз ребята приехали из Татарстана: “Давай к нам. В Казанский университет”. Он очень престижный, четвертый, если я не ошибаюсь, среди российских вузов. Вот. И говорят: “Давай определяйся — на юриста или на журналиста учиться пойдешь? Ты у нас личность творческая — мы тебе советуем на журналиста”. Ну, говорю, давайте на журналиста. Как раз научусь красиво и складно говорить.* * *После того как в Сиднее Олег Саитов стал двукратным олимпийским чемпионом, главный тренер Николай Хромов посоветовал ему отдохнуть от ринга года полтора и только затем принять решение: продолжать или заканчивать спортивную карьеру. Многим выбор Саитова казался очевидным: завоевано, мягко скажем, немало в любительском боксе, да и здоровье пора поберечь. К тому же после возвращения из Австралии Олег женился и стал папой. Но...

“Нельзя ничего слишком сильно хотеть. Во всем нужна мера: если ты чего-то заслуживаешь, то обязательно это получишь”, — утверждает Саитов и... начинает подготовку к Играм-2004. Само собой, в Афинах его целью станет третья золотая медаль. Ее, исходя из вышесказанных слов, не надо слишком хотеть — просто надо заслужить.* * *— Дочь тоже надо было заслужить. Она у меня замечательная. Девять месяцев с небольшим. Вот неделю назад пошла. Сама, не держась ни за что... Интересно, конечно, наблюдать за малышами. Они открытые такие... Слава богу, помощников хватает: бабушка, прабабушка... Жена, конечно. Я, кстати, через журналистику и с женой познакомился. На факультете нужны были творческие работы. Приехал на День города, и ко мне парень один подходит — ему в мэрии заказали фильм о празднике: “Давай ты будешь брать интервью, я буду снимать...” Ну, вот я интервью и взял. А потом она соседкой моей оказалась — стали чаще встречаться. Подружились. Сейчас вместе живем...

— Классическое развитие сюжета! А в юности...

— Что же я — старичок, по-вашему?.. Да-да. Очень влюбчивый был. Натура интересующаяся. А после победы на первой Олимпиаде вообще отбоя от девчат не было. По телевизору увидят, живым человека не знают... “Я без тебя жить не могу!” Мне их жалко, так нельзя любить. Ты любишь не человека, его имидж. Ты же не знаешь ничего, может, он на людях один, а в жизни-то другой совсем. Это немножко иллюзия... Не по- настоящему.

Но все с возрастом, конечно, понимаешь. Я вообще-то в детстве был... Мама медсестрой в моей школе работала, и если что — “иди за мамой”. И мама, конечно, горя со мной хлебнула. Однозначно... Саша, брат, учился очень хорошо. Институт закончил. Я по сравнению с ним — как небо и земля. Твердым троечником был. И шкодливым. Сейчас даже вспоминать страшно. Был у нас в школе Аркадий Викторович такой... Иголку между пальцев вставляешь и здороваешься с ним за руку. Он: “А-а-а!” — и давай за мной по всей школе гоняться. Потом пошел к медсестре: мол, укол. Ох, и схлопотал я потом от мамы!..

— С высоты прожитых лет и взятых в бою высот можете нынче назвать свои отрицательные черты?

— Отвлекаюсь я часто. Занят чем-то, сосредоточен, а раз — бабочка там какая-нибудь пролетела. Я рот открыл и — оп! — забыл, что делал-то. А вообще, чего это я буду о себе плохо говорить? Я — хороший, пригожий...

— Судя по всему, заниженной самооценкой не страдаете?

— Даже не знаю, но себя-то я люблю — это точно. У каждого человека есть слабые стороны — просто не каждый человек их видит. А иногда даже не хочет на них смотреть.* * *— Чем больше в человеке любви, тем более он духовен: ведь духовность идет от сердца.

— Конечно, здорово в драке за себя постоять, но гораздо важнее уметь с людьми разговаривать. Кулаками ведь ничего не докажешь. Тем более что боксерский кулак приравнивается законом к оружию, и за его применение могут спросить строго.

— Я хочу все в мире понять.

— Самую большую энергию в мире человеку дает любовь. Если она внутри нас — можно замахнуться на что угодно. Последние трагические события в мире показали, как ненависть оттирает любовь в людях на второй план. Но доброта в конечном счете восторжествует.

Это сказал боксер. Удары наносящий и принимающий.* * *— Говорят, вас бизнес затянул?

— Да, пытаюсь что-то делать. Предлагают мне подработать, нормальный товар порекламировать, условно говоря. Огромные деньги я на этом не заработаю, но хватает.

— То есть на хлеб с маслом для семьи...

— Нет, только на хлеб. Масло я дорогое, вкусное предпочитаю.

— Сколько у вас пятниц на неделе?

— Бывает и семь, бывает и больше. Штучек десять. Ну, я же Близнецы — и хорошее, и плохое в них плавно сочетается. Непостоянство некоторое — даже не знаю, как это выразить... Вообще, гороскопы — это хорошо, но надо самому создавать в себе такое настроение, чтобы всегда чувствовать уверенность: “Все будет нормально, все нормально...”

— Самогипноз?

— Почти. Не обращаю, допустим, внимание на... Раимкуль Малахбеков — есть такой боксер, чемпион мира, знаете, конечно. Мы, когда приехали на Олимпиаду, я загадал: как будет Раимкуль выступать — так и я буду. Он выиграл первый бой, раз — и я тоже выиграл, второй — второй, третий — третий. В полуфинале у него ровный счет, и судьи не дают ему победу. И он проиграл. А я тогда себе говорю: “У каждого своя судьба. У меня — другая”. Махом перестроился на свою судьбу — и выиграл Олимпиаду.

Надо верить. Я верю в любовь, в честность, в сказку. Я во многое верю...

— Потому что так принято?

— Ну как, я сам все это переживал, влюблялся — значит, любовь есть. Я знаю, что есть такие люди, которые, несмотря ни на что, говорят правду. Не прогибаясь никак. Значит, и честность есть.* * *“Боксеры, в ринг!” — была дана команда, и два бойца зашли в святой квадрат. Им предстоит пройти три трудных раунда. Финальный бой — победа, результат...” — это не для шоу-бизнеса, для друзей. Олег говорит, что ради дочки “пожертвовал своими сольными выступлениями”. Хотя записал два диска с песнями на собственные стихи, но будет ли третий — не знает. Связывать свою жизнь с шоу-бизнесом не собирается, а делиться своими песнями хотел бы только с друзьями.* * *— Их немного, друзей, но они есть — люди, на которых я могу надеяться. Порядочные...

— Никогда не приходило в голову, что, не будь вы знаменитым боксером...

— Нет, это когда я еще был в молодежной сборной, мне любое внимание льстило. Сейчас уже внутреннее чутье срабатывает. А без друзей — нельзя. И без радости в жизни. Когда чувствуешь, что это радость... Мне нравится в бильярд играть. Время есть — раз, поехал, шары покатал. В машине музыка играет постоянно. Недавно купил кассету Валентины Толкуновой, представляете?.. Мне кажется, я с рождением ребенка стал более сентиментальным. И в то же время пришло понимание, что с тем же ребенком надо чуть строже быть... Спорт — это одно, там я могу пропустить удар, а рядом — жизнь. И зевать в жизни нельзя.

— Бояться тоже ничего нельзя?..

— Я боюсь. Боюсь своей неуверенности. Бывает и такое... Знаете, в Библии есть такой момент, когда Иисус ходит по воде и говорит апостолу Петру: “Иди за мной!” Тот пошел и провалился. “А знаешь почему? — спрашивает Иисус. — Потому что ты в меня не верил...” Вообще я Библию давно читал. Ну так, скучноватая вещь... Особенно в именах легко запутаться, отследить цепочку.

— А зачем читал?

— Да вот как-то на сборах захотелось...* * *“Трудно собирать выбитые зубы сломанными руками” — это из раздела “Боксерский юмор” на личном сайте Олега Саитова. Авторство не установлено.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру