На нет и льгот нет

В парламенте продолжаются бои финансового значения — Госдума уже несколько недель пытается воспротивиться принятию законопроекта с довольно длинным названием “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот”. Инициатива Кремля сводится к лишению военнослужащих льгот и последующему увеличению им зарплаты. Однако депутаты узрели в законе мину замедленного действия, которая в конечном итоге уменьшит и без того тощий офицерский кошелек.

Суть законопроекта в следующем. По предложению президента Владимира Путина правительство предлагает увеличить денежное довольствие военнослужащих и поднять его до уровня оплаты труда федеральных чиновников. На деле это означает следующее. Если сегодня денежное довольствие капитана, командира роты (которое складывается из суммы окладов по званию и должности) составляет в среднем 1300 рублей, то с 1 июля 2002 года эта сумма должна возрасти до 2600 рублей.

Начинание благое. Наконец-то государство повернулось к человеку с ружьем передом. Бочка меда увеличивается в полтора-два раза! Однако и деготь прилагается. За повышение окладов правительство предлагает лишить военнослужащих ряда льгот и компенсаций, в том числе льгот на оплату жилья и коммунальных услуг и компенсации за подоходный налог. По мнению Минфина, возросшее денежное довольствие с лихвой перекроет отсутствие этих льгот.

Увы, не перекроет. Заявленное увеличение содержания в полтора-два раза — не более чем популистский ход. На деле преследуемые цели совсем иные. В частности — уменьшение государственных затрат на оборону. О чем напрямую говорится в пункте десятом постановления Совета безопасности от 11 мая 2001 года. За счет военнослужащих, разумеется. Как поведал заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Алексей Арбатов, сумма, заложенная в бюджет 2002 года на выплату денежного довольствия военнослужащим, действительно немного увеличена. Но никак не в два раза. Статья эта засекречена, но, по подсчетам специалистов, “максимально вероятное увеличение довольствия может составить в среднем 7—10 процентов”. Что это значит в переводе на русский?

Во-первых, экономический рост в нашей стране все еще весьма слаб. Уровень инфляции этого года составил 20%, в следующем, предположительно, намечается двенадцатипроцентный спад. Суммарно получается 32%. Если бы правительство действительно хотело повысить уровень жизни офицеров, как оно заявляет, в 1,5—2 раза, то надбавка должна быть свыше этих “инфляционных” процентов. То есть 182—232 процента соответственно. А не 7—10. С принятием закона офицеры одномоментно теряют до 20 процентов оклада.

Далее. Льгота — понятие, от инфляции не зависящее. Не платишь ты за жилье, и все тут, как бы стоимость услуг ни возрастала. Предлагаемые же 7—10% “съедаются” в первые полгода, и офицер остается у того же корыта. Только в нем уже лежат счета за квартиру и коммунальные услуги. А с учетом грядущей жилищной реформы счета эти будут почти равны окладам после вычета из них подоходного налога. В перспективе маячит еще и отмена бесплатного проезда, оплаты телефона а также пенсионной надбавки и продпайка, что повлечет уменьшение размеров военных пенсий.

В итоге получается, что ложка окажется больше бочки.

Лишение льгот на оплату жилья Минфином обосновано весьма “по-соломоновски”. Согласно их данным, 70% офицеров этой льготой вообще не пользуются. По той простой причине, что у них... жилья нет! А на нет и льгот нет. Железная логика. А офицеры-то, наивные, день и ночь ждали увеличения компенсации за поднаем квартир, раз уж государство само квартирами обеспечить не может. (По статистике, 40% молодых лейтенантов не в состоянии завести семью именно из-за отсутствия квартиры. Это к вопросу о демографическом кризисе.)

По мнению председателя думского Комитета по обороне Андрея Николаева, предлагаемый проект в конечном итоге грозит повальным исходом офицеров из армии. Дело в том, что, в случае его принятия, закон будет иметь обратную силу, ухудшающую положение военнослужащих — контракты-то подписаны на старых условиях. Что входит в прямое противоречие с Конституцией. Как следствие — многочисленные обращения в суды, восстановление нарушенных прав и увольнение по истечении срока контракта.

К слову, военный люд стал нынче грамотный. За последние годы число жалоб в суды выросло в 63,5 раза! (Воистину Россия — уникальная страна. Где еще возможна ситуация, чтобы армия судилась со своим правительством?) Практически все жалобы связаны с вопросами денежного довольствия (это сейчас, еще до принятия закона). И практически все жалобы судами удовлетворяются.

Впрочем, надежда на то, что Дума законопроект отклонит, хоть и слабая, но все же есть. Хотя тот факт, что проект еще даже не прошел первого чтения, а бюджет будущего года планируется с таким расчетом, как будто его принятие — дело уже решенное, говорит о многом.

По информации “МК”, заместитель министра обороны Любовь Куделина, курирующая в военном ведомстве финансовые вопросы, встречалась в Думе с представителями так называемого “союза четырех” — “Единство”, ОВР, “Народный депутат” и “Регионы России”. По всей видимости, депутаты ее предложения не поддержали. Тем не менее все будет зависеть от пропрезидентских “Единства” и ОВР — их слово решающее. Если эти две фракции примут решение голосовать консолидированно, по жесткой указке сверху, то результат ясен. Если же нет — мнения во фракциях разделятся примерно фифти-фифти. И решающими могут оказаться буквально пять—десять голосов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру