МЧС и ГТК— на выход!

“Маленький 37-й год” — так у заинтересованной публики стала называться активность Генпрокуратуры в последние несколько недель. Участники “политического процесса” все время участвуют в викторине и отвечают на вечные вопросы: кто кого заказал? зачем? какие конечные цели? в курсе ли президент? Между тем уже ясно, что даже если все процессы и проверки, которые одновременно начались в самых разных местах, совпали по времени чисто случайно, то все равно мы стали свидетелями резкого обострения борьбы за экономическую власть. Все время ожидавшийся передел должностей, когда на смену ветеранам ельцинской эпохи должны прийти “золотопогонники”, еще не наступил. Вполне возможно, что и не наступит — у “новых” может и силенок не хватить. Но то, что драка началась вполне серьезная, — не ходи к гадалке.

Вся непонятная каша этой драки распадается на множество отдельных эпизодов, каждый из которых имеет свою специфику. Но в целом все они лежат в одном векторе: в правительстве возможны большие изменения. И если раньше предполагалось, что очередная порция отставок произойдет в мае, то теперь до мая доживут вовсе не все министры.

Кроме ситуации с МПС, которая стала развиваться первой, одновременно проверки происходят и в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, и в Таможенном комитете. Расследование идет против бывших руководителей Госкомрыболовства, которое наверняка может вывести на руководителей нынешних. Несколько министерств и ведомств стоят на очереди, о чем заявлено практически в открытую и что уже вызвало развитие скандала.

Наиболее политизированное дело — безусловно, касается министра Шойгу. Сергей Кужугетович — человек, имеющий второй по популярности рейтинг в стране. Он несколько раз доказывал, что совершенно объективно является одним из самых дельных министров. Тем не менее именно Шойгу вызывает достаточно стойкое раздражение у некоторых людей в погонах. Ему готовы приписать действительные и мнимые злоупотребления. Но подоплека, судя по всему, другая. В Шойгу видят конкурента за место “у тела”, а в дальнейшем – возможного наследника. Которого лучше убрать заранее.

Напомним, что первая серьезная атака на Сергея Кужугетовича прошла весной этого года. Когда были расшифрованы, отредактированы и опубликованы телефонные разговоры из кремлевской приемной А.С.Волошина, практически все наблюдатели сошлись на том, что это могли сделать только спецслужбы. Ни одна частная контора не решилась бы сейчас прослушивать Кремль. Атака на Волошина во многом имела целью прощупать крепость его позиций. Позиции оказались достаточно твердыми, президент не выказал никакого желания убирать Александра Стальевича. И тогда возникла необходимость “операции прикрытия”. Сначала прослушку пытались списать на Коржакова, а потом был запущен фантастический слух о том, что на место главы администрации претендует Шойгу и именно он стоит за столь некрасивой акцией. И хотя практически все понимали, что министр МЧС здесь ни при чем, что им просто прикрываются, тем не менее сам Сергей Кужугетович был очень расстроен.

Очень расстроен он и сейчас. Практически все обитатели Кремля предполагают, что ВВП относится к Шойгу достаточно хорошо. И поэтому тому не о чем особенно беспокоиться. Но тем не менее сам факт рецидива грубой игры против него, тем более накануне объединения “Единства” и ОВР, вывел главного “медведя” из себя. По данным “МК” министра все-таки допрашивали. Но ожидать нечто большее, например,отставки, вряд ли было бы разумным.

Ситуация в Государственном Таможенном комитете объясняется во многом более простым сценарием. От руководителя таможни зависит почти весь бизнес России. Каждый день ГТК приносит в бюджет 100 миллионов долларов. Оседлать такие потоки — мечта каждого претендующего на власть клана. Со стороны создается впечатление, что за место руководителя ГТК с нынешним председателем Михаилом Ваниным борются некоторые руководители с Лубянки. За кулисами открыто говорят, что на место Ванина хочет ворваться заместитель директора ФСБ по экономическим преступлениям Заостровцев. Но Ванин вовсе не мальчик для битья, и борьба вступила в весьма острую фазу. С одной стороны, на ГТК была натравлена прокуратура, с другой стороны — Ванин пытался перекрыть некоторые потоки контрабанды, на которых якобы зарабатывают его противники. Именно этим объясняется грандиозный скандал на Северо-Западной таможне. Борьба находится на пике. С ней связана и проверка бывшего помощника Рушайло – Александра Орлова. Рушайло, будучи министром, был важнейшим союзником Ванина. Каждая сторона старается привлечь максимально большее количество сторонников. Также пока очевидно, что главный зритель — Президент РФ — никакого решения не принял. Иначе бы затянувшаяся борьба уже подошла бы к тому или иному решению.

С бывшим руководством Госкомрыболовства все гораздо проще. Как говорят в Белом доме, эти люди “взяли не по чину”. Выделяя квоты на бесплатный вылов десятков тысяч тонн краба “в научных целях”, бывшее руководство комитета совсем потеряло чувство меры. Другое дело, что, расследуя дела недавнего прошлого, можно выйти и на нынешних хозяев комитета. Известно, что Путин вовсе не в восторге от Наздратенко, который сейчас возглавляет комитет. Ближайшее окружение ВВП пытается избегать “немотивированных” встреч с Евгением Ивановичем. Поэтому вполне из Кремля могла последовать команда “взять под колпак”. Причем премьер Касьянов в данном случае не станет оказывать ни малейшего противодействия прокурорским работникам. Ведь Наздратенко “выбил” с должности именно человека премьера, который был назначен туда буквально за пару месяцев до появления “дальневосточного гостя”.

Если рассматривать нынешние уголовные дела с точки зрения борьбы за финансовые потоки, немалый интерес представляет и “челябинская” версия наезда на депутата Головлева. В Госдуме не исключают, что через Головлева прокуроры хотят получить компромат на вице-премьера Виктора Христенко, который ни много ни мало курирует, например, весь ТЭК. Ведь в свое время Христенко и Головлев вместе работали в Челябинске.

Не менее интересны и те ведомства, где проверки еще не начались, но, по слухам, могут начаться в любой момент. Это Министерство печати, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) и Министерство природных ресурсов. Руководитель ФКЦБ Игорь Костиков считается креатурой руководства Администрации Президента. В свое время Костиков, когда, по сути дела, создал, владел и возглавлял один из крупнейших холдингов на рынке ценных бумаг “АВК”, якобы имел бизнес-отношения с фирмами А.С.Волошина. И, как считается среди “знающих людей”, вроде бы именно Волошин предложил его кандидатуру. С другой стороны — до Костикова ФКЦБ возглавлял один из ближайших сотрудников президента, первый зам. главы администрации Дмитрий Медведев. И очевидно, что без его согласия ленинградец Костиков вряд ли бы переехал в Москву. Поэтому удар по руководству ФКЦБ можно рассматривать как попытку “наезда” на руководство администрации.

Претензии к Костикову достаточно простые. Существуют косвенные данные, согласно которым компания “АВК”, которую он продал, отправляясь на государственную службу, до сих пор осталась в его собственности. Это подтверждается тем, что сейчас компанией владеют фирмы, которые зарегистрированы в Англии по одному и тому же адресу с фирмой, которая активно участвовала в работе “АВК”. Просто в течение нескольких лет нынешние фирмы — владельцы холдинга были как бы “спящими компаниями” и проснулись именно тогда, когда Костикову по закону нельзя было оставаться частным предпринимателем. Но как раз после прихода его во власть “АВК” стала бурно развиваться. В дополнение ко всем этим радостям человек, который в Англии возглавляет связанный с “АВК” бизнес, оказался педофилом и осужден там на 14 лет. Все это по-любому не может быть слишком приятно для крупного российского чиновника.

Возможные неприятности у ФКЦБ — отчасти расплата за конфликт вокруг Министерства природных ресурсов. Пришедший в министерство новый руководитель Артюхов провозгласил необходимость передела уже выданных лицензий на нефтяные месторождения. При этом к самому Артюхову очень много вопросов. Насколько известно “МК”, некоторые руководители администрации пытались организовать в Минприроды “серьезные проверки”. Но им попытались помешать другие руководители, также входящие в ближайший круг президента. В связи с этим вспоминают фамилию Игоря Ивановича Сечина. Был ли конфликт среди ближайших помощников президента по поводу Министерства природных ресурсов или не был, точно пока сказать невозможно. Но до сих пор проверки, которые ожидались, в министерстве не начались. В то же время, по общему мнению, они там могут возникнуть в любой момент. Является ли ситуация вокруг Минприроды расчетом за ФКЦБ — пойди разберись. Но фамилия Сечина неожиданно всплыла сразу в нескольких газетах. Утечки пошли прямо из аппарата правительства. Игорь Иванович был назван мозгом и главным стратегом нынешних “прокурорских войн”. Кроме него, как говорят, в ядро “команды силовиков” входят зам. главы администрации по кадрам Виктор Иванов, директор ФСБ Патрушев, его зам. Заостровцев. По некоторым данным к ним может примыкать банкир Пугачев.

В общем, за всеми этими скандалами и скандальчиками вряд ли стоит чей-то продуманный и рассчитанный план. Скорее всего за всем этим существует огромная каша самых разнообразных разнонаправленных интересов. В этой борьбе участвует огромное количество кланов и групп, которые традиционно считаются наиболее влиятельными в российской политике и экономике. И если обобщать, то уверенно сказать можно только одно: борьба за передел финансовых потоков, очевидно, обострилась. Часть людей, пришедших вместе с Путиным, очевидно, считает, что наступило время побороться. Им, в свою очередь, противостоят “ветераны движения” и другая часть путинской команды.Прокуратура и счетная палата выбраны в качестве основных инструментов одной из сторон. Так что будет интересно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру