Российское кино ждёт тройная зачистка

9 ноября 2001 в 00:00, просмотров: 141

Так называемая Экспертная комиссия по игровому, неигровому и анимационному кино, входящая в структуру Службы кинематографии, не первый год решает самый важный для любого кинематографиста вопрос: профинансирует ли государство хотя бы частично его произведение или же выделит средства его конкуренту. О работе комиссии, куда входят только самые именитые кинематографисты, не принято говорить вслух. Но не так давно руководитель Департамента государственной поддержки кинематографии Сергей Лазарук пообещал журналистам, что они смогут лично поприсутствовать на очередной “экспертизе”, дабы понять, насколько нелегко порой приходится распределять кинофинансы. Встречу членов Экспертной комиссии с представителями СМИ было решено устроить на очередном заседании пресс-клуба киножурналистов Москвы...

Однако ничего хорошего их этой затеи не вышло. “Эксперты”, в число которых входили Игорь Масленников, Владимир Грамматиков, Эдуард Володарский, Александр Митта, Ирина Шилова и т.д., представ на суд прессы, решили не пугать журналистов финансовыми отчетами, а пустились в длительные и путаные размышления по теме “Почему в России нет хороших сценариев?”.

Странно, что об этом говорили столь уважаемые люди. Сценарии вроде бы должны учить писать во ВГИКе. А студенты должны этому учиться. Тут одно из двух: либо педагог научить не может, либо студента “проглядела” приемная комиссия. А когда у человека диплом на руках, поздно ставить вопрос относительно его профпригодности. И тем более перед журналистами, которые здесь совсем ни при чем.

Интересно ведь не то, кто у нас может написать сценарий, а кто, увы, не в состоянии, а то, по каким конкретным критериям выделяется та или иная сумма на его производство. Кто из режиссеров в списке очередников за господдержкой стоит на первом месте, а кто в самом конце длинной-длинной очереди. А вместо этого к микрофону поднимается Александр Митта , чтобы буквально через пять минут сообщить, что “не так давно” он снял картину “Граница. Таежный роман”, получившую немало премий. Александр Наумович, знаем и ценим! Но зачем же постоянно об этом напоминать? Так скоро про ваш “Экипаж” все забудут, одна лишь “Граница” останется...

Резюме. Побродив вокруг да около проблемы порядка трех часов, совещание решили свернуть. Встретиться и поговорить никогда не поздно. Тем более что полноценное совещание Экспертной комиссии, на котором, вполне возможно, и были приняты конкретные решения, вскоре было продолжено в другом помещении. Прессу туда, понятное дело, не позвали.

Ну а то, что конкретики мало, так вы не обессудьте. Хотя кто-то из выступавших, видимо, случайно сообщил, что сегодня на соискание господдержки претендует уже 192 киносценария. И каждый из них, если верить режиссерам-постановщикам, непременно надо реализовать если не в этом, то хотя бы в следующем году. И как же со всеми поступить?..

Пара дельных предложений все же прозвучала. Например, следует попробовать прогонять любой кинопроект через тройной фильтр: запуск фильма — съемки фильма — постпродакшн. То есть выделять режиссеру всю сумму не сразу, а маленькими частями, и внимательно следить, чтобы деньги именно на это кино пошли, а не на другие режиссерские нужды. А если вдруг станет понятно, что режиссер доверия не оправдал, то и денег ему впредь не давать. Пусть сам где хочет ищет...

Короче, не дождавшись внятного ответа относительно распределения государственных средств, мы решили углубиться в архивы, чтобы выяснить, сколько денег было выделено государством на постановку наиболее прозвучавших в последнее время картин и сколько эти картины смогли собрать в прокате.

Приведенные в таблице суммы кассовых сборов на самом деле далеки от реальности, поскольку в них не входят доходы от продажи видеокассет, зарубежный кинопрокат и т.д. Но даже если так, то есть о чем задуматься. Производство фильмов в России убыточно — об этом не говорил разве только самый ленивый. Но чтобы настолько...

ФильмВыделено (млн. руб.)Собрано (тыс. руб.)
“Дневник его жены” (реж. Алексей Учитель)20. 409156. 47
“Романовы. Венценосная семья” (реж. Глеб Панфилов)3. 780163. 37
“Тихие омуты” (реж. Эльдар Рязанов)10. 286115. 33
“Брат-2” (реж. Алексей Балабанов)8. 7004205. 4
“Зависть богов” (реж. Владимир Меньшов)4. 4001216.4
“Москва” (реж. Александр Зельдович)12. 96017. 85
“Приходи на меня посмотреть” (реж. Олег Янковский)3. 8999. 94



Партнеры