НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ ПРИ СВЕТЕ ДНЯ

  ...Парикмахерские ножницы безжалостно отхватывали роскошные косы и локоны. Кое-кто из будущих летных асов не мог взглянуть в зеркало без слез. Одну шинель можно было спокойно надеть сразу на двоих и застегнуть на все крючки. А кирзовые сапоги! Самые маленькие были сорокового размера... Но летчицы рыдали недолго: перешили форму по фигуре, умудрились раздобыть сапожки, даже на портянках вышили незабудки.

    

     Всего их было три — женских авиационных полка, созданных легендарной Мариной Расковой в годы Великой Отечественной войны. Первые девушки-добровольцы под кодовым названием “часть 122” прибыли в военную школу города Энгельса Саратовской области в октябре 1941 года. Немцы вскоре окрестили наводящие на них мистический ужас эскадрильи самолетов “Як-1” и тяжелых пикирующих бомбардировщиков “истребителями в юбках” и “ночными ведьмами”.

     В ноябре 1941 года девушки “части 122” приняли военную присягу. Спустя шестьдесят лет прийти отметить эту памятную дату в московском клубе “Авиатрисса” смогли меньше двух десятков человек...

     Под аплодисменты к сцене выходят бывшие летчицы, штурманы, прибористы, мотористы и вооруженцы, которые своими женскими ручками подвешивали по три тонны бомб за ночь. На груди у каждой — видимо-невидимо орденских колодок. Звезды Героев приколоты к самодельным вязаным кофточкам...

     — Мы с самого начала вынуждены были драться за свое место в армии, — вспоминает бывший начальник штаба 46-го гвардейского бомбардировочного Таманского Краснознаменного Ордена Суворова авиаполка, а ныне профессор МГУ Ирина Вячеславовна Ратобольская. — Встретили нас на фронте с усмешкой. Но мы очень хотели воевать, поэтому постоянно приходилось доказывать, что можем летать лучше и больше, чем другие полки.

     Бывало, чтобы не терять времени на сборы, женщины даже спали в своих самолетах. Пока мужчины дождутся от разведчиков команды на вылет, пока доберутся до своих машин, “Дунькин полк” уже в воздухе. В обход инструкции самолеты обслуживали бригадным методом: механики и вооруженцы готовили самолеты, не деля их на “свои” и “подружкины”. Так, сэкономив время, сумели обставить “сильный пол” по количеству вылетов на цель.

     “Звание” ведьм летчицы тоже оправдали сполна. Когда эскадрильи тяжелых бомбардировщиков добрались до Польши и Германии, все аэродромы были в таком состоянии, что самолеты просто не могли взлететь. И снова помогла женская изворотливость. По просьбе летчиц на аэродроме построили узкие деревянные площадки, по которым только они и умудрялись разбежаться и поднять самолет в воздух.

     — Как ведьмы на помеле, — смеется Ирина Вячеславовна. — С таких площадок мы сделали три с половиной тысячи боевых вылетов. В 1943 году наш полк из 588-го переименовали в 46-й гвардейский. Двадцать три летчика и штурмана стали Героями Советского Союза, еще двое недавно получили звание Героя России.

     — Я была у Марины Расковой личным летчиком связи, — рассказывает председатель комитета ветеранов 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка Галина Константиновна Чаплыгина. — В боях погибли пятьдесят три наших девочки. Знаете, что страшней всего вспоминать? Как меня посылали на “УТ-2” искать останки наших погибших. Я садилась, собирала то, что осталось от девочек, укладывала в парашютную сумку и везла в часть хоронить. По сей день помню, как летала за Любой Губиной. Она спасла жизни своего штурмана и стрелка-радиста, но сама ничего не успела сделать. Самолет врезался в болото, только хвост торчал. Тело Любы я нашла, а голову — нет. Так и привезла...

     Дважды в год — 8 ноября и 2 мая — у Большого театра собираются седовласые женщины в скромных пальто. C каждым годом их остается все меньше...

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру