ВЕРТОЛЕТ РАЗБИЛСЯ, НЕ СУМЕВ ПЕРЕЛЕТЕТЬ ЧЕРЕЗ ГОРУ

12 ноября 2001 в 00:00, просмотров: 346

  Крупнейшая в этом году по числу жертв катастрофа вертолета произошла в пятницу в Якутии. “Ми-8Т” (бортовой номер 27021), выполнявший рейс из поселка Чульман в населенный пункт Ытымжа, пролетел ровно половину пути и врезался в гору. Трое членов экипажа и восемь пассажиров погибли. Найти машину удалось лишь спустя двое суток после трагедии, вчера утром.

     Как сообщили “МК” по телефону в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Якутии, геликоптер покинул Чульман 9 ноября в 9.42 по московскому времени. Чульман считается официальным аэропортом второго по величине якутского города Нерюнгри, и отсюда отправляются рейсы во все отдаленные населенные пункты южной части республики. Львиную долю перевозок осуществляет авиакомпания “Дельта-К”. Ей и принадлежал погибший вертолет (всего у предприятия три винтокрылые машины аналогичной марки). Командовал экипажем пилот первого класса Сергей Кабанов, вместе с ним выполняли полет второй пилот Всеволод Павлинин и бортмеханик Сергей Поздняков. Команда очень слаженная, не раз летала и на этой машине, и по заданному маршруту. На борт “Ми-8” поднялись восемь вахтовых работников предприятия “Южякутскгеология”. Они отправлялись на смену в геологоразведочную партию, базирующуюся в Ытымже. С собой мужчины взяли продукты питания, газовые баллоны. Общий вес груза составил 1320 кг, что вполне допустимо. Погодные условия были не самыми лучшими, но сносными для этой местности в середине ноября (около минус 20, облачно, местами снежные заряды). Словом, ничто не предвещало того, что полет закончится трагедией. Но в 10.45, когда основная часть пути была уже пройдена, экипаж неожиданно не вышел на связь.

     Поиски вертолета были сильно затруднены. Погода ухудшилась, а маршрут геликоптера проходит через горы, и неудивительно, что в первый день найти воздушное судно не удалось. Для поисков с воздуха привлекались два вертолета “Ми-8” Министерства по чрезвычайным ситуациям. И только вчера, в 6 часов утра по московскому времени, пилоты заметили на склоне одной из гор останки геликоптера. Вертолет спустился на максимально малую высоту, высадил одного из поисковиков, и тот в подробностях увидел страшную картину авиакатастрофы.

     Борт 27021 врезался в гору в 104 километрах к востоку от Чульмана, примерно на середине полета, на высоте 1636 метров. Это безымянная гора в череде таких же. Снега здесь навалило примерно по пояс, так что высадка группы спасателей будет крайне затруднена (она запланирована на утро понедельника). Но и то, что увидел поисковик, потрясло. Вертолет врезался в гору, видимо, пытаясь совершить вынужденную посадку, но неудачно. Машина фактически развалилась на куски, похоронив под обломками всех. Взрыва и пожара не последовало, однако в том, что выжить не удалось ни экипажу, ни пассажирам, сомнений нет.

     О причинах гибели судна можно только гадать. Вертолет не сбился с курса: точка падения находится на пути следования в Ытымжу. Машине всего три года, она еще ни разу не проходила капитального ремонта, и признаков неисправности никто не замечал. Командиру экипажа Кабанову уже 60 лет, он очень опытный пилот, неоднократно летал через горы... Возможно, геликоптер попал в снежный буран. Так было, например, 8 февраля в районе поселка Колпашево Томской области с летательным аппаратом аналогичной марки. Тогда вертолет оказался в зоне сильного вихря, пилоты не могли визуально наблюдать наземные ориентиры и, потеряв ориентацию в пространстве, не смогли посадить “Ми-8” на неровную площадку на горе. Не исключается версия и нештатной ситуации на борту. Аналог опять же существует: 30 августа в Тюменской области на скорости из люка геликоптера неожиданно выпал трос внешней подвески, который потом захлестнул лопасть несущего винта. Лопасти ударили по хвосту, по кабине, вертолет рухнул в торфяник... Тогда погибли пять человек. В пятничной же катастрофе предстоит разбираться специалистам МАКа.

    



Партнеры