Будет ли на киносъезде киношок?

16 ноября 2001 в 00:00, просмотров: 141

Сегодня в Доме кино начал свою работу V съезд Союза кинематографистов России. Самые известные наши кинематографисты во главе со своим руководителем Никитой Михалковым в течение двух дней будут решать наболевшие вопросы, самым простым из коих можно считать вопрос переизбрания главы СКР на новый срок. Ну а самым сложным станет обсуждение ситуации с кинопроизводством в России вообще и роли в нем СКР в частности.

Похоже, что на сей раз обойдется без шока. Сильной оппозиции в лице стариков, и уж тем более молодых, нынешнему руководству нет, и, значит, революционных шагов совершать некому. Наверняка вспомнят, что во времена СССР молодые режиссеры, актеры, сценаристы и т.д. были в шоколаде: достаточно было выпустить в свет хотя бы одну приличную картину и дальше ни о чем не беспокоиться — Госкино тиражировало фильм максимально возможным количеством копий для показа на всей территории страны. Таким образом, фамилии создателей фильма были на слуху у зрителей, а стало быть, и у ответственных чиновников.

Сегодня владельцы кинотеатров не берутся прокатывать отечественные фильмы, отдавая предпочтение забугорным творениям. И новый фильм может увидеть свет, лишь будучи выпущенным на видеокассетах, да и то порой весьма ограниченным тиражом.

Между тем, средний возраст члена СКР — 50—60 лет. Михалков неоднократно обещал раз и навсегда разобраться в “возрастной” проблеме на подвластной ему территории. Например, путем распространения членских корочек среди всех без исключения выпускников ВГИКа или лауреатов студенческого фестиваля “Святая Анна”. Но этот королевский жест не больше чем переливание из пустого в порожнее. И все из-за того, что ни один из принятых в СКР молодых людей со своими пахнущими свежей типографской краской корочками никакого влияния ни в самом Союзе, ни в его окрестностях иметь не будет.

Сейчас, наверное, никто и не вспомнит, для чего много-много лет назад создавался СКР — в том числе и для того, чтобы помогать молодежи. А на поверку выходит: если кому сегодня СКР и помогает, так только ветеранам кинодвижения, что, с одной стороны, нужно и правильно. Только не стоит забывать, что в кинематографе, как в любом другом деле, должна существовать преемственность. А сегодня все связи между молодыми кинематографистами и их учителями практически разорваны.

Другая проблема СКР кроется во взаимоотношениях этой организации с представителями власти. Может, стоит признать, что на сегодняшний день СКР даже не имеет влияния “наверху”? Взять хотя бы громкий скандал вокруг слияния Госкино и Министерства культуры, когда киномэтры чуть ли не баррикады строили вокруг Кремля и Белого дома. Услышали их чиновники? Вот то-то же... Правда, если верить руководству Союза, то в последние годы оно здорово навострилось разбираться в различных юридических вопросах, в вопросах собственности и худо-бедно проводит ряд кинофестивалей, в том числе Московский международный.

Между прочим, какие бы претензии ни предъявляли коллеги в адрес своего руководителя, во многом именно благодаря неординарной личности Никиты Сергеевича СКР может похвастаться перечисленными выше достижениями. Михалков — прирожденный лидер и умеет добиваться результата любыми способами. Две основные претензии к Михалкову: 1) он слабо использует свои деловые связи; и 2) работает в основном на себя.

Любопытная деталь. На съезде СКР собравшимся предстоит одобрить и принять новый устав, регламентирующий деятельность этой организации. По словам осведомленных людей, та часть устава, в которой говорится о том, кто и как должен исполнять обязанности главы Союза в случае, если он в силу различных обстоятельств временно не может заниматься этой работой, претерпела существенные изменения. “Короче, все идет к одному, — считают члены Союза. — Мы сейчас Михалкова дружно переизберем, а потом он заварит какой-нибудь очередной сногсшибательный кинопроект и года на три выпадет из нашей жизни”.

Как бы там ни было, Михалкова на посту председателя СКР можно сравнить с Путиным на посту Президента России. И тот и другой безальтернативны. Наверное, есть немало желающих потеснить Михалкова у власти. Но желать власти и реально властвовать — принципиально разные вещи. От ухода Михалкова с поста главы СКР будет больше вреда, чем пользы.

Знаменитый второй этаж Дома кино. Несколько столиков, барная стойка. Здесь назначаются деловые встречи, продаются сценарии и актеры приглашаются на пробы. Здесь режиссер договаривается с продюсером о финансировании своих новых лент. Здесь же продюсеры в интервью журналистам отчитываются о своих победах. И именно здесь накануне открытия съезда СКР большинство кинематографистов задавали друг другу один очень простой вопрос: “А нужен ли нам этот Союз?”



Партнеры