Спецпереговорщики

Визит Ахмеда Закаева в Москву для встречи с полпредом президента по Южному округу Виктором Казанцевым был настолько стремительным, насколько и строго засекреченным — информации о разговоре этих двух людей практически нет. Тем не менее именно Закаев является спецпредставителем чеченского президента Аслана Масхадова, уполномоченным вести переговоры с российской стороной, а Казанцеву поручил проведение мирного диалога с чеченской стороной Владимир Путин. Первую российско-чеченскую встречу можно охарактеризовать лишь как договор о намерениях — стороны решили, что предмет для обсуждения все же есть. Его конечная цель, несмотря на разницу взглядов, — мир на чеченской земле.

Теоретически Виктор Казанцев мог... убить своего нынешнего визави — в августе прошлого года под селением Гехи. Генерал в то время командовал объединенной группировкой и руководил операциями по уничтожению боевиков, а вырывавшийся из Грозного вместе с другими полевыми командирами Закаев был тогда ранен за компанию с Арби Бараевым и Русланом Гелаевым. В свою очередь Ахмед Закаев, будучи министром культуры правительства Ичкерии, отквитался сообщениями о причастности чеченских боевиков к трагедии подлодки “Курск” и к пожару на Останкинской башне в Москве. Еще в июне этого года телекомпания НТВ едва не попала под иск Минпечати России именно за показанное интервью с Закаевым. Сегодня Ахмед Закаев попал в ранг спецпредставителя и общается с официальным российским чиновником высокого ранга. Такие вот коллизии предыстории нынешней встречи...

Впрочем, из ближнего окружения Аслана Масхадова Ахмед Закаев самый “чистый” — по крайней мере его руки не испачканы кровью, он не организовывал диверсий и нападений на российские войска, а то, что преуспел на идеологическом фронте, уже не считается большой виной. Заметим, что Закаев к тому же один из образованных людей в чеченском правительстве и довольно адекватен в общении. Видимо, не случайно именно ему поручил Масхадов выйти на Виктора Казанцева с предложением о проведении переговоров, которое и последовало 23 октября. Полпред президента по Южному округу тогда легко согласился на встречу во многом благодаря кандидатуре чеченского переговорщика: Закаев вполне устраивает Кремль.

Изначально встреча была назначена на 2 ноября, и диалог предполагалось провести в течение нескольких дней. Однако “стрелка” Казанцева и Закаева затянулась до 18 ноября — все это время чеченцы пытались убедить российскую сторону в необходимости присутствия международных посредников. Согласия Москва не дала, и в итоге на встрече в “Шереметьево-2” из иностранных наблюдателей находился лишь председатель Либерально-демократической партии Турции Бесим Тибук, да и то без всякого статуса — вроде как гарант безопасности Закаева. Неувязочка вышла и по срокам визита: прилетевший из Стамбула Закаев пробыл в Москве два часа и вскоре улетел обратно, не выходя за пределы спецзоны аэропорта. Его, к слову, так и не показали никому из журналистов, которые напрасно прождали объявленную ранее пресс-конференцию. Ее Ахмед Закаев провел уже по возвращении в Стамбул.

Следует отметить общую сдержанность комментариев встречи как Виктора Казанцева, так и Ахмеда Закаева. Общая мысль: встреча была конструктивной, мы договорились о продолжении диалога. Полпред российского президента подчеркивает, что разговор шел в контексте заявления Владимира Путина о необходимости разоружения незаконных бандформирований. Масхадовский спецпредставитель больше напирал на необходимость установления мира на многострадальной чеченской земле. Судя по всему, никаких конкретных договоренностей между Закаевым и Казанцевым достигнуто сейчас не было — первая встреча их и не предполагала. Впрочем, особой легкости будущие переговоры не предполагают ввиду серьезных расхождений в достижении общей цели — прекращения войны. Главное — сделать первый шаг...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру