ЛОШАДЬЮ ХОДИ!

  Почти десять лет назад, в 1992-м, после того как Гарри Каспаров добровольно покинул ФИДЕ, в шахматном мире произошел раскол, так и не преодоленный в ХХ веке. Что же, будем надеяться на ХХI век.

     В самом деле, в 1993 году появились два чемпиона мира, столько же мы имеем и сегодня — Владимир Крамник по версии “Брэйн Геймс” и Вишванатан Ананд по версии ФИДЕ. И кто из них чемпионистее, трудно сказать — у каждого поклонника игры на этот счет свое мнение.

     Следующее важное околошахматное событие произошло ровно шесть лет назад в Сингапуре. Новоизбранный президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов поделился с тремя журналистами (одним из них был корреспондент “МК”) своей суперидеей — предложенной им новой системой розыгрыша мирового первенства. А на следующий день, после заседания президентского совета, эта весть разнеслась по всей планете: традиционные многомесячные поединки чемпиона мира и претендента на это звание отменяются, а всем гроссмейстерам предстоит теперь сражаться по олимпийской системе. Существенно меняется и временной контроль: если короткий матч с полноценным запасом времени завершается мирно, то участники, даже в финале, выясняют свои отношения в тай-брейке. Сначала по быстрым шахматам (25 минут на всю партию), а в случае необходимости и в блице.

     Возможность определения чемпиона мира в пятиминутках вызвала определенный протест, и тем не менее все шахматисты (кроме Каспарова) с интересом отнеслись к новой системе, и уж, во всяком случае, нет ни одного из корифеев (Фишер не в счет), кто бы хоть раз не окунулся в бурный водоворот шахматных страстей. Немаловажно и то, что многие не слишком именитые игроки, сражаясь по этой системе, получали шанс высоко вознестись на шахматный олимп (как Александр Грищук в прошлом году) или вообще стать чемпионом мира (как Александр Халифман в Лас-Вегасе). И еще один приятный момент: призовой фонд на всех чемпионатах ФИДЕ был весьма велик, причем даже покидающий состязания на самом старте возвращался домой далеко не с пустыми карманами.

     Итак, чемпионат мира по новой системе, прокатившись за три сезона по разным частям света (Голландия + Швейцария, США, Индия + Иран), добрался наконец до Москвы: вы наверняка знаете об этом из обильных телевизионных и уличных реклам. 128 шахматистов (разумеется, при участии Юдит Полгар) и 64 шахматистки почти на двадцать дней оккупируют банкетный зал Государственного Кремлевского дворца: вместо традиционных жюльенов на стол здесь будут подаваться сицилианские защиты и ферзевые гамбиты. А двое финалистов мужского первенства спустя месяц сойдутся вновь — уже в Колонном зале Дома союзов, чтобы определить имя нового чемпиона мира ФИДЕ.

     Не станем перечислять всех участников турнира (наиболее важные действующие лица будут возникать у нас в процессе самого состязания), но все же троих стоит назвать сразу.

     Напомним, что первый чемпионат мира ФИДЕ завершился в январе 1998-го в Лозанне. Финальный матч Карпов — Ананд (его серьезная часть) привела к ничьей — 3:3. В первой быстрой партии индийский гроссмейстер черными переиграл своего соперника (при нормальном контроле Карпов просто сдался бы, но на висячем флажке случается всякое), но неожиданно уступил и, сломленный, проиграл и вторую встречу. Карпов стал первым чемпионом мира по илюмжиновской системе. Заработав свой очередной миллион долларов, последующие годы он потратил на ожесточенную борьбу с президентом ФИДЕ и его системой. Но пришел срок, и Карпов, как ни в чем не бывало, снова включается в чемпионат.

     А Ананд взял свое два года спустя — он последний и уже третий по счету чемпион мира ФИДЕ. Однако два старых противника на сей раз не смогут встретиться в финале: при успешном продвижении вперед они столкнутся уже в четвертом круге, то есть одновременно для двух гроссмейстеров не найдется места даже в восьмерке сильнейших.

     И еще один герой начинающегося чемпионата — петербургский шахматист Нугзар Зеляков — человек, попавший в Кремлевский дворец из отбора по Интернету, никогда не имел и не имеет рейтинга. Представьте себе, что на международный конкурс солистов оперы приехал певец, ранее исполнявший арии только в собственной ванной... Так что перед нами пример разгула шахматной демократии!

     Последний раз чемпионат мира по шахматам, повторный поединок Каспаров — Карпов, проходил в Москве 16 лет назад в зале Чайковского. Автору этой заметки он памятен еще и тем, что наши доблестные чекисты лишили меня аккредитации (разумеется, от “МК”), поскольку я провел в зал без билета (достать билет или пропуск было тогда почти невозможно) “изменника Родины” — шахматиста, женившегося на иностранке. Надеюсь, что теперь все обойдется: вход на чемпионат мира совершенно свободный. Да и времена нынче другие: вряд ли кому-нибудь придет в голову искать в зале шахматных шпионов.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру