У греха за пазухой

26 ноября 2001 в 00:00, просмотров: 278

Произнесите слово “угреша”. Чуете, как потеплело? А теперь произнесите его 10 раз подряд. Горячо стало? Дальше прикиньте, в какой жар может бросить весь город, если все 38 тысяч его обитателей с утра до вечера будут твердить: “угреша”, “угреша”, “угре...”.

16 декабря в Дзержинском одновременно с выбором депутатов облдумы состоится местный референдум по вопросу переименования города в Угрешу.

Народ должен выбрать, с чьим именем идти дальше — Дмитрия Донского, основавшего Николо-Угрешский монастырь, или Железного Феликса. Против переименования Дзержинского в Угрешу (в переводе со старославянского это слово означает тепло) выступили ветераны, которые уже собрали 5 тысяч подписей.

Агитационная кампания по переименованию города приобрела судьбоносный характер. Не приведи Господи, считают одни, жить в городе, если название останется прежним! Тогда мы люди без корней, а стало быть, и без светлого будущего.

Спор идет на страницах городской газеты “Угрешские новости”, на местном канале “TV Угреша”, по радио, которое тоже “Угреша”. И это не весь угрешский набор.

В городе есть фирмы “Угреша тур”, “Угреша сервис”, филиал дубнинского университета под названием “Угреша”, ежегодно проводятся фестиваль “Угрешская осень” и традиционный конкурс “Угрешская красавица”.

А также действует продуктовый магазин “Угрешский”, который принадлежит Николо-Угрешскому мужскому монастырю. (За стеклянной витриной я насчитала несколько напитков духовного содержания: водка “Поповка”, водка “Богородская”, вино “Тайная вечеря”, “Шепот монаха”, “Обитель монаха”, “Аббат Бланш”. Народ называет магазин ласково и по-домашнему: “У батюшки”.)

“Зачем снова переписывать историю и тратить на переименование большие деньги?” — задаются вопросом другие. Шпаги скрестили историки, филологи, краеведы, депутаты, пенсионеры и школьники. Козырь филологов: жить в городе с труднопроизносимым названием Дзержинский так же трудно, как и выговаривать это слово. К тому же эта фамилия стойко ассоциируется с карательными органами и красным террором. А историки считают, что еще и сдерживает развитие города.

Оппозиционные лингвисты кроют их своими аргументами: слово “угреша”, помимо прочих, допускает толкование “у греха”. А уж назвать себя “угрешанкой” или “угрешанином” — значит точно причислить себя к категории грешников.

На днях в актовом зале гимназии №5 прошел семинар с участием администрации, депутатов, священников Николо-Угрешского монастыря во главе с настоятелем архимандритом Вениамином. Мозговая атака длилась несколько часов.

Участники семинара сошлись во мнении, что самым ярким символом города является Николо-Угрешский монастырь. Там корни и духовность. Для подкрепления корней из Дзержинского даже была отряжена экспедиция в деревушку с названием Угреша, что находится в Ростовском районе Ярославской области. Экспедицию возглавлял сам мэр города Виктор Дворкин. Словом, все гадают: какое же имя будет носить город и, соответственно, какое у него будет духовное лицо?

Оно же сегодня такое: в монастырском магазине торгуют вином и водкой и нередко обсчитывают, о чем недавно поведали те же “Угрешские вести”. На территории Николо-Угрешского монастыря в коммуналках-бомжатниках живут дзержинцы, которые по причине своей бедности съехать никуда не могут.

Блеск витринного православия только оттеняет нищету коммуналок. Поэтому, как ни называйся, мораль-то все равно остается двойной.



Партнеры