“Призраки” против "ветеранов"

Ожесточенная борьба за власть, разгоревшаяся внутри путинского окружения, бушует несколько недель. Впервые за последние два года внутри самого Кремля многие чиновники склонны считать возможными большие изменения. Сейчас уже совершенно ясно, что речь идет о том, сможет ли Александр Волошин сохранить свои позиции или он вынужден будет уйти в отставку.

Отставка Волошина — событие очевидно не рядовое. Но тем не менее, если еще весной она казалась очень маловероятной, то теперь все выглядит не так фантастично. И прежде всего это связано с тем, что объективно роль руководителя администрации несколько снижалась за счет “роста” самого президента.

Тем не менее уход Волошина будет означать, как принято говорить “в высших сферах”, “полную переконфигурацию поляны” (прости, великий и могучий русский язык. — А.Б.). Правила игры, центры силы, схемы планирования самых разнообразных проектов в этом случае разом изменятся. Смело можно предсказать, пожалуй, только то, что на долгое время роль администрации как политического органа будет резко снижена. Во-первых, потому что будет трудно найти адекватную замену “железному Стальевичу”. Во-вторых, даже если такая замена и будет найдена, то любому руководителю потребуется время, чтобы войти в дела огромного “политического хозяйства”.

К сожалению, любой другой прогноз будет весьма приблизительным. Прежде всего потому, что так называемая команда “питерских силовиков”, которая наседает на старое руководство администрации, не зря заслужила прозвище “призраки”. Ни Игорь Сечин, ни Виктор Иванов, ни банкир Пугачев ни разу не делали каких-нибудь программных заявлений, из которых была бы понятна их идеология. Как ни странно, чуть ли не самым публичным среди этой команды является Николай Патрушев, который возглавляет основную спецслужбу страны. Но и он с журналистами общался только по ситуации в Чечне.

Поэтому есть только косвенные признаки, что же можно ожидать. Канал “Московия”, который принадлежит Сергею Пугачеву, может быть, смелее и жестче других критиковал президента за его внешнеполитический курс после 11 сентября. Это факт. В то же время было бы глупо считать, что если Путин сумел чуть ли не в одиночку развернуть внешнюю политику России в течение нескольких дней, то он быстро сдаст свои позиции. В конечном счете курс на стратегический союз с Западом настолько важен лично для ВВП, что сбить его с этого направления, тем более быстро, практически невозможно.

Другое дело — внутренняя политика. Она будет сильно зависеть от цен на нефть. По выражению Бориса Немцова, страна из комфортной теплой ванны стремительно перемещается под холодный душ. Для того чтобы выполнить все социальные обязательства, власти придется пойти на структурные реформы. В том числе на раздел естественных монополий. На кону окажутся миллиарды долларов. Все будет зависеть от того, какие правила игры восторжествуют. До сих пор “силовики” разнообразием методов не отличались. Имея полный контроль над спецслужбами и, похоже, над прокуратурой еще с дела Гусинского, они предлагают совсем нехитрую методу. Сначала возбудить как можно больше уголовных дел, включая дела на рядовых журналистов, а там посмотрим, что пригодится. Так, один из бывших корреспондентов НТВ недавно получил официальное письмо, что уголовное дело по статье “вмешательство в личную жизнь” против него закрыто за отсутствием состава преступления. При этом он даже не знал, что в течение года это дело существовало и могло быть использовано по назначению.

Как ни странно, еще разрушительнее все может обернуться в экономике. Совершенно очевидно, что сейчас отношения между государством и бизнесом, мягко говоря, не идеальные. В России воруют хоть и меньше, чем при Сосковце, но все равно больше, чем страна может безболезненно выдержать. В принципе уголовное дело реально можно завести почти на каждого хозяйствующего министра. Но, как ни странно, общую ситуацию это не изменит. Потому что свято место пусто не бывает. Убедительно бороться с коррупцией можно, только последовательно выполняя три условия: государство отказывается от многих распределительных функций, чиновник не имеет возможности выбора, а поступает по очень простым инструкциям и при этом получает приличные деньги. Иначе министр, получающий зарплату 300 долларов и распоряжающийся по очень неясным правилам собственностью на десятки миллиардов, всегда будет воровать.

В этом смысле существует угроза “простых решений”: включить на полные обороты Генпрокуратуру и якобы вылавливать взяточников. Только такая методология в итоге приведет к еще большему размаху коррупции, когда одним будет позволено все, а другим ничего. Лучший пример — это все те же времена Сосковца и Коржакова, когда роль административных решений была еще выше, чем сейчас.

Одинаковые ситуации приводят к одним и тем же последствиям. Люди, хорошо знающие политическую кухню, утверждают, что “прокурорский наезд” на министра финансов Алексея Кудрина был якобы сделан в интересах Сергея Пугачева. Если так, то теорема уже доказана.

К тому же у силовиков нет особого желания начинать с себя. В газетах уже писали, что дело по нашумевшей мебельной контрабанде завершилось тем, что против всех проверяющих были возбуждены уголовные дела по факту “превышение полномочий”. Это связывают с тем, что безопасность центров обслуживают охранные предприятия, зарегистрированные на отца одного из “силовиков”. Речь идет о заместителе Патрушева по экономической безопасности Юрии Заостровцеве. Если и это так, то противостояние прокуратуры, контролируемой ФСБ, с бывшим руководством МВД, включая министра Рушайло, выглядит просто войной элементарных “крыш”. Да что там мебельная контрабанда... На последней встрече президента с крупными бизнесменами в Кремле Михаил Ходорковский поднимал вопрос о постоянных поборах силовых структур с бизнеса.

Кто бы ни победил в схватке, Путину надо будет очень четко отслеживать, чтобы ему предлагались не просто “справедливые”, но эффективные и системные решения. Ему придется заново построить и схему поступления различной информации. Если информационные источники будут монополизированы, он может оказаться хорошим объектом для манипуляций. Каким был, например, президент Ельцин.

Поэтому даже предполагаемая отставка нынешнего главы администрации требует большой работы. Правда, зная президента Путина, можно не сомневаться, что он озаботится этими и другими “смертельными” вопросами гораздо раньше, чем Волошин все-таки принесет ему заявление об уходе. Уж больно Владимир Владимирович не похож на человека, который с кем-то будет обсуждать свои кадровые решения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру