ШЕЛ СОЛДАТ...

  Пишет вам участник Великой Отечественной войны, постоянный ваш читатель. Дело вот в чем. В “МК” от 5 ноября с.г. в приложении “МосКовия”, в разделе “Старая площадь”, я прочел небольшую статейку.

     В ней пишется, что 5 декабря 2001 года состоится открытие мемориала воинам-сибирякам, защитникам Москвы. Мемориал заложен на 42-м километре Волоколамского шоссе. Здесь вблизи деревни Снегири проходила линия фронта, там же находится братская могила воинов-сибиряков 116-й мотострелковой дивизии.

    

     Я знаю хорошо эту сибирскую дивизию. Я проходил в ней военную службу с начала ее формирования в городе Томске, то есть с сентября 1939 года, а затем в составе этой дивизии 24 июня 1941 года выехал на фронт, и уже 10 июля наша дивизия выгрузилась в г. Вязьма, а 19 июля в районе города Белый вступила в бой с наступающими танковыми колоннами гитлеровцев. Все лето 1941 года дивизия держала оборону в районе г. Духовщина-Ярцево Смоленской области в составе 19-й армии. За время летних боев мы ни разу не отступили, а, наоборот, наступали, освобождая занятые деревни Смоленщины. Но случилось непредвиденное.

     2 октября гитлеровцы начали операцию “Тайфун”, открыв наступление по всему фронту, дивизия выдержала натиск врага и не отступила, однако 5 октября под угрозой окружения мы получили приказ отойти к Вязьме. Были страшные, жестокие бои, а 13 октября мы прорвались из окружения, но от дивизии осталось всего 130 человек, остальные погибли в боях, никто не сдался в плен. Мне в числе прорвавшихся, хотя и раненному в ногу, пришлось идти по немецким тылам к Москве на соединение с частями, оборонявшими Москву. Из нашей группы вышли в районе Кубинки всего 8 человек.

     На сборном пункте в Звенигороде я был направлен в 321-й отдельный саперный батальон 5-й армии, где проходил дальнейшую службу. Освобождал Наро-Фоминск, Боровск, потом в составе 110-й стрелковой дивизии я прошел до Кенигсберга, участвовал в боях на Курской дуге, в битве за Белоруссию, Восточную Пруссию и в штурме Кенигсберга, где и закончил войну. Таков мой боевой путь. Прошел (дважды был ранен) от рядового красноармейца до звания капитана.

     Но написать это письмо меня заставила ваша статья, мои уважаемые корреспонденты. Если будет открыт мемориал воинам-сибирякам, да еще 166-й дивизии, это же для меня какая радость! Я знаю, что дивизия была переформирована за Уралом и снова участвовала в боях. Но в самые тяжелые дни войны осени 1941 г., обороны г. Москвы, я принимал участие. Был награжден медалью “За боевые заслуги” и получил потом медаль “За оборону Москвы”. Напишите мне, пожалуйста, как и кто будет там на открытии мемориала из нашей 166-й, как мне с ними встретиться. Мне уже 84 года, ходить я не могу. Но ведь нас, участников боев под Москвой, из 166-й сейчас, по данным ветеранов дивизии из Томска, осталось всего 8 человек. И никто не может двигаться. А как бы хотелось в этот день встретиться с бывшими воинами!

    

     Николай Александрович ЛЕБЕДЕВ.

     г. Апрелевка.

    

     Р.S. Уважаемый Николай Александрович! Мы обязательно постараемся вам помочь. Вы побываете на открытии мемориала, где встретитесь со своими боевыми товарищами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру