День открытых дорог

Никто не знает, сколько блюстители дорожного порядка провели на дежурстве бессонных ночей, истоптали в лохмотья сапог и заработали язв желудка. Работу придорожного инспектора всяк сидящий за рулем оценивает по иным критериям: голодному выражению стреляющих глаз, умению виртуозно запускать руку в карман и упиваться властью.

Предпринимая очередную попытку разрешить хотя бы часть противоречий между “судьями” и “подсудимыми”, Коллегия правовой защиты автовладельцев пристала к водителям с вопросом: “О чем бы вы хотели знать, но боялись спросить у сотрудников ГИБДД?”. Из трехсот предложенных тем десять оказались наиболее заковыристыми. С ними мы и пошли по чиновничьим кабинетам.

Московское Управление ГИБДД от коварных вопросов не увернулось. Командующий же гаишниками на прилегающей к Москве территории, генерал Борис Фадеев, прикрываясь грудью секретарши, на связь не вышел и на месяц подался “в бега”. И тогда его подчиненные, понимая всю пикантность положения генерала, самостоятельно худо-бедно ответили на вопросы в письменном виде. Однако когда полковая разведка донесла им, что столица выдала более грамотные ответы, они отозвали из редакции ранее представленные, запросили у столичного Управления ГИБДД копию их коллективного труда и переписали ее почти дословно. Даже с теми же стилистическими ошибками...

Не будем отказывать себе в удовольствии — огласим ответы двух управлений с незначительными сокращениями и со значительными комментариями.

Авось на благое дело...



Правила дорожного движения обязывают водителей при совершении аварии вызвать сотрудников ГИБДД и не трогать автомобили с места. Оставление места ДТП, за исключением случаев, когда стороны достигли консенсуса и отправились оформлять ДТП к ближайшему посту ДПС, грозит в соответствии со статьей 165 КоАП РСФСР арестом на срок до 15 суток. Именно поэтому законопослушные водители терпеливо ждут первого пришествия. На Открытом шоссе, например, 16 ноября им пришлось мерзнуть аж 6 часов! Нередко, когда становится ясно, что ждать более нечего, они покидают место ДТП, испытывая по причине возможного ареста сильный стресс. Как вы считаете, по истечении какого времени можно уехать с места аварии?

Ответ Управления ГИБДД столицы.
В среднем время следования сотрудника ДПС к месту аварии составляет 20 минут с момента поступления информации в дежурную часть. Могут быть допущены отступления от этого срока, связанные, например, со сложностью следования к месту ДТП.

Комментарий. Теперь хотя бы ясно, с какой минуты можно качать права. Но все равно непонятно: как долго надо стоять, чтобы потом не сидеть?

Ответ Управления ГИБДД области. Необходимо исходить из каждой конкретной ситуации, а не стричь всех под одну гребенку. Если закон ничего не говорит о сроке обязательного ожидания, то надо вносить изменения в закон.

Комментарий. И вправду — зачем стричь, коли после суда все равно побреют? Между тем, товарищи чиновники, вы знаете, что вам дано право вносить свои предложения в действующее законодательство. Запрет на пользование мобильными телефонами был пролоббирован за три месяца! Вопрос, таким образом, следует ставить по-другому: кому выгоден такой пробел, не устраненный, кстати, даже в новом кодексе? А пока вы расшевелитесь, будем считать, что ожидать инспектора ДПС на дороге следует минимум пятнадцать суток. Ибо лучше провести их на дороге, чем в камере...

Закон “О милиции” обязывает сотрудников милиции при досмотре транспортных средств составлять протокол досмотра и привлекать к участию в досмотре двух понятых. Однако везде и всюду автомобили досматриваются с глазу на глаз. Мало того что инспектор ДПС благодаря этому нередко вынуждает водителя поделиться приглянувшимся грузом, так еще и становится пособником бандитов, террористов и наркокурьеров. Ибо даже малограмотный адвокат легко доказывает в суде, что досмотр проводился с нарушением закона, а значит, доказательства вины не имеют юридической силы. На чьей стороне сотрудники ГИБДД?

Ответ Управления ГИБДД столицы и Управления ГИБДД области.
Сотрудник милиции имеет право осуществлять с участием водителей и граждан, сопровождающих груз, осмотр транспортного средства и груза, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях. Досмотр вещей и товаров, ручной клади и багажа осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. О досмотре вещей и товаров составляется протокол, либо делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Комментарий. Ой, лукавите! Закон “О милиции” и статья 243 КоАП РСФСР говорят о протоколе досмотра и двух понятых весьма недвусмысленно. А если же следовать вашей логике, то возникает другой вопрос: где фиксировать факт досмотра, если водитель ничего не нарушил, а стало быть, протокол составлять не за что? А именно таких водителей — ничего не нарушивших — и потрошат на каждом посту ДПС.

Некоторые инспектора ДПС утверждают, что их начальство требует привозить после смены не только протоколы о нарушениях водителями ПДД, но и уже вынесенные постановления о взыскании. И уже более половины инспекторов начинают не с составления протокола, то есть — с фиксации нарушения ПДД, а сразу же — с вынесения решения. Это все равно, что сначала приговорить насильника в 10 годам лишения свободы, а лишь затем выяснять, что же он натворил. Переворачивание процедуры с ног на голову в результате становится достаточным основанием для разваливания дела. На чьей стороне ГИБДД?

Ответ Управления ГИБДД Москвы.
Вынесение постановления по делу до составления протокола является грубым нарушением. Такие случаи имеют место вследствие того, что сам бланк протокола начинается с постановляющей части, чем и провоцирует некоторых сотрудников ДПС сначала выносить решение по делу, а лишь затем фиксировать правонарушение.

Комментарий. Вот это по существу! Но опять невезуха: грамотным инспекторам то и дело попадаются безграмотные бланки...

Ответ Управления ГИБДД области. Статья 203 КоАП РСФСР дает право всем сотрудникам, имеющим специальные звания, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.

Комментарий. В общем, не суетитесь под инспектором — в Подмосковье это нарушением не является.|

Решения по делам о нарушениях ПДД нередко выносятся заочно, без участия провинившегося водителя. И весьма часто, лишенные, например, права управления, они узнают об этом случайно — при проверке документов на посту. Сотрудники же “групп разбора” утверждают, что у них нет денег на то, чтобы надлежащим образом — извещением с уведомлением — приглашать водителей на милицейский суд. Между тем, если чуть-чуть сократить расходы на закупки дорогостоящих иномарок для полковников и генералов, деньги на почтовое уведомление рядового водителя найдутся. И это важно, ибо его отсутствие влечет отмену решения о наказании и освобождает виновного от ответственности. За что же борется ГИБДД?

Ответ Управления ГИБДД Москвы.
Статья 247 КоАП РСФСР допускает заочное рассмотрение дела при условии, если лицо, привлекаемое к ответственности, было своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела, но не явилось и не заявило ходатайств об отложении рассмотрения дела.

Комментарий. Спасибо, кодекс мы читали. И все же неясно: будут ли извещать водителей как положено?

Ответ Управления ГИБДД области. В случае, если лицо считает, что оно привлечено к ответственности с нарушением законодательства, оно вправе обжаловать данное решение.

Комментарий. Домоправительница фрекен Бок в таких случаях говорила: “Кажется, я сошла с ума”. Товарищи чиновники, вы же знаете, что процессуальные действия, совершенные вне установленного порядка, не имеют юридической силы независимо от того, обжалованы они или нет! Хоть бы покраснели...

Статья 247 КоАП РСФСР гласит, что водитель имеет право (но вовсе не обязан!) давать показания. Таким образом, каждый из тех, кто, скажем, попал в ДТП, может хранить молчание. Между тем упоминание водителей об этой статье приводит инспекторов ДПС в ярость: они ссылаются на указание Управления ГИБДД не возвращаться с места аварии без объяснений ее участников. Ваше управление давало такое распоряжение?

Управление ГИБДД столицы и Управление ГИБДД области.
Мы не давали подобного распоряжения. Гражданин не обязан свидетельствовать против самого себя. Однако надо учитывать, что объяснения участников ДТП являются доказательствами по делу и способствуют принятию объективного решения.

Комментарий. Господа водители! Столь откровенное признание двух Управлений ГИБДД надо вырезать и наклеить на бумажник с документами. И каждому инспектору ДПС, заявляющему: “Меня уволят, если я не выбью из вас показания и не привезу их в дежурную часть”, — показывать эти строки со словами: “Тебя уволят, если ты их выбьешь и привезешь”.

Составляя протокол о совершении водителем административного правонарушения (при уже задержанном ранее водительском удостоверении), сотрудники ДПС вносят об этом запись во временное разрешение. Особо выдающиеся нарушители, таким образом, имеют вдоль и поперек исписанную картонку, которую у них по причине отсутствия живого места отбирают на дороге, тем самым прямо под фонарным столбом лишая права управления. Между тем записи во временное разрешение, как гласит статья 244 КоАП РСФСР, вносятся лишь в случае, если у водителя задерживается водительское удостоверение. Намерены ли вы пресечь порочную практику внесения записей о каждом правонарушении и превращения временного разрешения в “досье на самого себя”?

Управление ГИБДД столицы и Управление ГИБДД области.
Записи во временное разрешение вносятся при совершении водителем правонарушения, за которое в соответствии с кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортными средствами, а не только при изъятии водительского удостоверения.

Комментарий. Смеем заметить: в русскоязычной версии КоАП РСФСР сказано абсолютно конкретно, что записи во временное разрешение вносятся о задержании водительского удостоверения при совершении правонарушения. Но никак не о совершении . Почувствуйте разницу. Но мы знаем, откуда растут ноги: в природе существует документ (и даже не один!), подписанный главным регулировщиком страны генералом Федоровым, который взял на себя роль министра внутренних дел и в дополнение к приказу №130 своего министра обязал всех сотрудников ДПС фиксировать во времянке каждое совершенное нарушение. Дело о превышении чиновниками своих полномочий уже готовится для рассмотрения в суде.

При опросе инспекторов ДПС выяснилось, что ни у одного из них нет специальных бланков о наложении взыскания в виде предупреждения. Более того, ни один из опрошенных даже не подозревает об их существовании. Между тем такие бланки предусмотрены приказом №130 МВД и обязательно должны быть у каждого инспектора ДПС, заступающего в наряд. Подозреваем, что для ГИБДД такого вида взыскания, как предупреждение, не существует: чего мелочиться — рубить, так сплеча! Намерены ли ваши сотрудники применять все предусмотренные кодексом взыскания или только — наиболее суровые?

Управление ГИБДД столицы.
(Цитату приводить нет смысла, ибо в 135 словах не содержится ответа.)

Управление ГИБДД области. Наше управление и подчиненные ему подразделения согласно КоАП РСФСР накладывают все виды административного взыскания, в том числе и предупреждение. Оно выносится в письменной форме — постановлением по делу об административном правонарушении. Отсутствие бланков не означает, что сотрудники ГИБДД не накладывают взыскание в виде предупреждения. Только предупреждение малоэффективно! Можно предупреждать сколько угодно, а протокол есть протокол!

Комментарий. Во-первых, накладывать можно только в штаны, взыскания же налагаются . Во-вторых, действительно, предупреждение можно внести в постановление, но лишь в том случае, если составляется протокол. А куда ж вписывать предупреждение, если водитель согласен с обвинением и протокол в этом случае не составляется? В-третьих, с каких это пор приказы министра обсуждаются, а тем более — не выполняются? В-четвертых, мы понимаем: предупреждение и впрямь малоэффективно и даже нерентабельно, ибо денег не стоит. В-пятых, для вас главная задача административного производства — воспитание правонарушителя и предупреждение новых правонарушений. Но никак не наказание! Одним словом, все ясно: “воспитывать” нас будут по-прежнему — без предупреждения.

Персональный вопрос Управлению ГИБДД области. Ваши столичные коллеги еще два года назад предоставили водителям право устранять на стационарном посту ДПС причину задержания целых 3 часа, прежде чем их автомобили загремят на штрафстоянку! Столь радикальную инициативу по достоинству оценили миллионы столичных и иногородних водителей: трех часов, как правило, им достаточно не только для того, чтобы привезти забытые дома документы, но и даже чтобы протрезветь. Намерено ли ваше управление последовать примеру столичных коллег и создать, таким образом, единое для московского региона правовое поле?

Ответ Управления ГИБДД области. Предоставление водителю времени для устранения причины задержания транспортного средства действующим законодательством не предусмотрено. Указание ГИБДД столицы, о котором вы говорите, носит рекомендательный характер. Но если причину задержания можно устранить на месте, то транспортное средство не задерживается, что и делается на практике на наших стационарных постах.

Комментарий. Представляем, как вздрогнули сейчас тысячи водил, автомобили которых увозили со стационарных постов в мгновение ока! Но мы о другом: почему бы и вам не “узаконить” столичную практику? Между прочим, Москва дает три часа не только своим жителям, но и вашим...

Нередко при задержании водителя по причине отсутствия у него водительских документов прямо на дороге начинается шоу “Кто быстрее?”: с одной стороны взмыленная жена бежит к мужу с документами, с другой уже подъезжает эвакуатор. Несмотря на то что причина задержания автомобиля, таким образом, устранена, его все равно увозят на стоянку, ибо не решен вопрос: кто будет платить коммерсантам за холостой пробег эвакуатора. В итоге водитель едет следом за своим автомобилем, дабы сразу же по прибытии выкупить его со стоянки за 2 тысячи 600 кровных рублей. На кого работает ГИБДД?

Ответ Управления ГИБДД столицы и Управления ГИБДД области.
В соответствии с действующим законодательством транспортное средство подлежит задержанию до устранения причины задержания. Вопросы, связанные с хранением и оплатой хранения задержанных транспортных средств, входят в компетенцию местных органов исполнительной власти.

Комментарий. Смеем поспорить! Во-первых, в соответствии с приказом №130 МВД РФ и пунктом 13.15 Наставления по работе ДПС транспортное средство можно не задерживать, если причина задержания устранена на месте. Во-вторых, вопрос оплаты холостого пробега, равно как и хранения автомобиля, целиком лежит на местных органах власти — они из средств местного бюджета обязаны оплачивать заказанные представителями ГИБДД услуги. Такое положение, предусмотренное статьей 245 КоАП РСФСР, пока понял лишь губернатор Подмосковья. В связи с этим нам пришлось задать персональный вопрос Управлению ГИБДД области. Еще в 1999 году губернатор Московской области подписал постановление №363-ПГ, которое гласит, что работа по эвакуации и хранению задержанных транспортных средств на штрафстоянках выполняется по заявкам собственников, водителей или сотрудников ДПС, а денежные средства за выполнение таких работ вносятся в кассу заявителем. То есть тем, кто эвакуацию заказывал. Намерено ли Управление ГИБДД области совместно с органами местной власти приступить наконец к выполнению постановления губернатора и освободить владельцев задержанных автомобилей от обязанности платить коммерсантам гигантские (до 100 долларов в сутки!) деньги за услуги, заказанные сотрудниками ДПС?

Ответ.
По данному направлению ведется активная работа по приведению подобной деятельности в соответствие с действующим законодательством.

Комментарий. Торопитесь! Если учесть, что обещанного три года ждут, то у вас в запасе остался уже только один! А кстати, кто понесет уголовную ответственность за вымогательство спецстоянок, процветавшее с вашей легкой руки аж целых два года?|ВЫВОДЫ1. Оказывается, даже среди милицейских чиновников много двоечников — как прежде в школе, переписывают ответы друг у друга.

2. Если бы областное управление ГИБДД не подглядело в тетрадку столичного управления, а оставило в силе ранее выданные перлы, можно было бы смело утверждать: в Москве и Московской области прописались два абсолютно разных Кодекса об административных правонарушениях. В столице — КоАП РСФСР, в области — КоАП Подмосковья.

3. Министры внутренних дел РФ, сочиняя приказы, потели почем зря.

4. Реформа ГИБДД не закончится никогда. Ибо еще даже не начиналась...

5. Видит бог — мы приложили все усилия для того, чтобы получить внятные ответы на самые важные для водителей вопросы. Не получилось. И, хотя не наша в том вина, все равно — извините...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру