Что в лоб, что лобби

22 декабря 2001 в 00:00, просмотров: 152

Новые таможенные пошлины на подержанные иномарки, испугавшие всех российских автолюбителей, в последнее время принимают все более человеческие формы. Начав с обсуждения по сути запретительных мер, чиновники пришли в итоге к тому, что надо бы удовлетворить интересы не только российского автопрома, но и отечественных любителей забугорных авто. Как, собственно, и говорил в начале всей этой кутерьмы Владимир Путин: “Сверхзадачей отечественной промышленности на сегодняшний день является снабжение населения доступной по цене и хорошей по качеству отечественной техникой, не ограничивая права людей приобретать импортную”.

Изначально правительство собиралось путем введения новых автопошлин ограничить ввоз в Россию иномарок старше 7 лет. Однако сразу после заявления президента о необходимой поддержке отечественного автопроизводителя резко активизировались всевозможные лоббисты, которые и по сей день настаивают на “запрете” ввоза в Россию иномарок старше 5 лет (!). Заручившись поддержкой Минпромнауки, лоббисты проталкивают увеличение таможенных пошлин на 3—7-летние иномарки до 1,1 евро за куб. см при объеме двигателя меньше 2,5 л и 1,8 евро за “кубик” для машин с двигателем больше 2,5 л. “Семилетки” и старше предлагается растаможивать исходя из ставки 2 евро за “кубик” с двигателем до 2,5 л и 3 евро за куб. см при объеме выше 2,5 л.

Необходимость принятия таких драконовских автопошлин лоббисты объясняют повышенной опасностью на дорогах подержанных иностранных авто и их нехорошим влиянием на здоровье россиян. Когда исчерпывается здравый смысл, защитники пошлин приводят совершенно абсурдные доводы. Вот отрывок из пояснительной записки к вопросу о необходимости ввода ограничений ввоза импортных б/у автомобилей: “Импортные автомобили обладают, как правило, более мощными двигателями, чем отечественные. Российские водители, в подавляющем большинстве, используют это преимущество для нарушения правил дорожного движения: превышения разрешенной скорости, обгонов справа, опасных перестроений на высокой скорости при многорядном движении, обгонов колонн автомобилей и создания автомобильных пробок на улицах российских городов, все еще не приспособленных для массовой автомобилизации”. Ах вот в чем дело! Не было бы у нас иномарок, не случались бы аварии. А вообще — города бы немного подготовить нужно к всеобщей автомобилизации. И только потом открывать рынок...

Споры вокруг судьбы иномарок в России не унимаются по сей день. Последняя точка еще не поставлена. Однако с определенностью можно сказать лишь одно: предрешена судьба “старушек” — иностранных машин старше 7 лет. Решение это скорее можно назвать политическим, чем экономическим. Президент дал команду — выполнили. Для старых иностранных авто будет введен самый настоящий запрет: пошлины увеличатся в три раза. При объеме двигателя до 2,5 л пошлина для машин старше 7 лет, скорее всего, будет установлена на уровне 1,8 евро за куб. см. При растаможке старой иномарки с двигателем свыше 2,5 л придется выложить 3 евро за “кубик”.

А вот вопрос, что же будет с иномарками поновее — в возрасте от трех лет, до сих пор остается открытым. Минэкономразвития склоняется к тому, чтобы пошлины для них были не такими суровыми. Более того, малолитражки (с объемом двигателя менее литра) скорее всего оставят в покое. Существенно поднять предполагается пошлины на одни из самых популярных авто — с двигателем от 1,5 до 1,8 л. Их растаможка, вероятно, будет оцениваться в пределах 55% таможенной стоимости. Оформить же машину с объемом двигателя свыше 3 л можно будет за 65% таможенной стоимости. А если бы были приняты предложения Минпромнауки, то растаможка сразу же подорожала бы до 80% таможенной стоимости. При этом другая, не менее популярная категория машин, с объемом двигателя в пределах от 1 до 1,5 л, возможно, станет несколько доступнее. Так, пошлину для их растаможки предлагается... снизить с 0,5 евро за куб. см до 0,45 евро за “кубик”.

Еще один вариант развития событий предложило Министерство финансов. По их мнению, не стоит мудрствовать лукаво, а нужно просто проиндексировать евросоставляющую нынешних ставок автопошлин на 10%, соответственно девальвации евро по отношению к доллару за последние два года. Это самый мягкий вариант увеличения ставок пошлин на иностранные машины. И следовательно, он вряд ли будет принят. По прогнозам, скорее всего правительство утвердит вариант Минэкономразвития. Кто прав, а кто виноват, выяснится не раньше января, когда правительственная комиссия по защитным мерам снова вернется к этому вопросу.

Действующие ставкиОбъем двигателя автомобиляевро/см3

менее 1 л0,45

1—1,5 л0,5

1,5—1,8 л 0,45

1,8—3,0 л0,55

более 3,0 л1,0Предложения Минэкономразвития РФОбъем двигателя автомобиля евро/см3

менее 1 л0,45

1—1,5 л 0,45

1,5—1,8 л 0,7

1,8—3,0 л1,1

более 3,0 л1,5



Партнеры