Свалить Русанцова

26 декабря 2001 в 00:00, просмотров: 283

В свое время тоталитаризм Московского патриархата РПЦ выдворил из своей среды многих ярких представителей священства. Им вменялось в вину собственное мнение, отклонение от норм субординации и чрезмерная автономность на приходах. То батюшка слишком рачительный, то слишком “строительный”, то не в меру интеллигентный, то книжки светские сочиняет и т.д. Словом, неуставняк, да и только.

Но церковь — не армия. Основанная на любви к ближнему, она должна уметь прощать. Однако не получается — нет времени возиться с мнениями несогласных. Проще их извергнуть из среды, растереть, забыть...

Изверженным из Московской патриархии на другой год после празднования 1000-летия Крещения Руси оказался и архимандрит Валентин (в миру Анатолий Петрович Русанцов). Ему вменялось нежелание информировать вышестоящее начальство, и в частности архиепископа Валентина (Мищука), о своих связях с заграницей. Стучать отец Валентин отказался по двум причинам: во-первых, было совестно, а во-вторых, забрезжила надежда, что внутренняя жизнь церкви станет на путь справедливости и взаимопонимания. Русанцова увещевали, стыдили, ему грозили, причем особую активность проявили два епископа — Филарет (Денисенко), будущий анафемат и патриарх Украинской церкви Киевского патриархата, и Кирилл (Гундяев), нынешний министр иностранных дел РПЦ, митрополит, известный аферами с табаком и алмазами. Русанцов решил вернуться в “дом своего детства”, где был воспитан, — в родную Катакомбную церковь. Узнав об этом, владыка Кирилл произнес тогда фразу, ставшую крылатой: “Ты, отче, путаешь совесть с православием”.

Выгоняли отца Валентина трудно — был он в ту пору суздальским благочинным; членом Епархиального совета; местным председателем оргкомитета по проведению празднования 1000-летия Крещения Руси; да еще отвечал за прием иностранных гостей. Однако укатали... Было это накануне 1990 года. В СССР как раз появились приходы Русской православной зарубежной церкви. Ее епископы и возобновили иерархию в Катакомбной, ныне Русской православной автономной церкви, рукоположив епископов для России. А в 1995 году РПАЦ стала полностью независимой от Русского зарубежного синода. У руля РПАЦ стал владыка Валентин (Русанцов).

В настоящее время в ведении Первоиерарха РПАЦ митрополита Суздальского и Владимирского Валентина имеются приходы в России, Латвии, Украине, Белоруссии, Абхазии, Великобритании, США. В самом Суздале русанцовцам принадлежат два монастыря и 20 храмов. Окормляют приходы РПАЦ девять архиереев. Казалось, жить бы им да жить параллельно с церковью господствующей, но нашлась в стаде паршивая овца. И не кто-нибудь, а свой “автономный” батюшка.

Ходит слух, что свою деятельность протоиерей Андрей Осетров начал не просто так, а с подачи Московского патриархата. Но сам владыка Валентин, с которым мы встретились в Суздале, эти слухи отметает. “Он просто зарвался, — считает он. — Умный, яркий человек, и вдруг такая беда”. А началось все с того, что представитель РПАЦ отец Осетров выступил в защиту расовой чистоты автономной церкви. Ему не понравилось, что владыка пригласил к себе трудиться преподавателей-евреев. Тогда владыка попенял ему, призвал образумиться и не поднимать вопросов, “позорящих имя христианина”. В ответ отец Осетров, прозванный за глаза “жидоедом”, выдвинул владыке Валентину ультиматум: “Или я, или они!” Ультиматум был подкреплен статьей. Владыка Валентин хода статье не дал и предложил Осетрову вынести рукопись, да и сам скандал на Синод. Священник к предложению владыки не прислушался, проявил непочтение к сану, и был снят с должности секретаря архиерейского Синода и оставлен рядовым батюшкой.

Это только развязало Осетрову руки. Для начала он пустил слух о “голубизне” владыки... Потом на свет Божий всплыли и сами вещдоки — пресловутая “кассета с мальчиками”. Для двенадцатитысячного Суздаля это была бомба.

Кассета, на которой шестеро мальчиков от 11 до 15 лет на вопросы взрослого дяденьки отвечали “да” и “нет”, попала в милицию и прокуратуру области. Мальчиков вызывали повестками в милицию, беседовали с ними в отсутствие родителей, там же прокручивали кассету. Когда родители, прихожане храмов РПАЦ, узнали, о чем их детей допрашивают в милиции, то пришли в ужас. Они начали собственное расследование и выяснили, что каждый из “опозоренных владыкой” мальчиков за свои откровения перед камерой получил от 250 до 300 рублей. А еще позже, загнанные следственной машиной в угол, дети признались, что “оговорили владыку по указке”.

Но слово не воробей, вылетев однажды наружу, оно начинает гулять по умам, принося свои недобрые плоды. Владыку Валентина буквально затаскали по судам и следствиям.

В настоящее время Первоиерарх Русской автономной православной церкви митрополит Валентин (Русанцов) крепко держит в руках бразды правления. Его церковь возрастает, хотя в глубине души сам он нет-нет да вспоминает, что когда-то волею судеб вынужден был порвать с Московским патриархатом. Потому что любой исход изначально обречен на тяжкие испытания. Которые, оговоримся, под силу только сильным личностям. А сколько личностей так и не смогли приспособиться к тесному кафтану Московского патриархата и остались альтернативщиками?



Партнеры