Столичные прибамбасы

Трофеи загнали под землю

После войны из Германии было отправлено в Россию много всякого добра — “в качестве компенсации за понесенный ССCР ущерб”. Среди прочей немецкой техники на восток уехали и 120 вагонов берлинской “подземки”: их собирались использовать на линиях Московского метро.

Хоть и была это “халява”, однако пришлось с ней изрядно-таки повозиться. В Москве немецкие трофеи сразу же отправили в ремонт. Часть привезенных вагонов оказалась в весьма плачевном состоянии, поскольку они какое-то время были “утопленниками” — находились в тоннелях берлинского метро, заполненных водой по приказу Гитлера. Кроме того, предстояло еще “перековать” германскую технику на широкую русскую колею, переделать кое-что в электрооборудовании... Лишь два года спустя, в июне 47-го, первый “импортный” состав начал курсировать от “Парка культуры” до “Сокольников”. А в 1949 году уже все 120 берлинских вагонов, которым присвоили для обозначения индекс “В”, возили москвичей по подземным трассам.

Это привезенное из столицы Германии пополнение весьма отличалось от метропоездов советского производства. У большинства “немцев” было по три двери, крыша в виде арки со стеклянными световыми фонарями... и наполовину ручное управление работой дверей: электропривод использовался лишь для их закрывания, а вот открывать створки должны были сами пассажиры (но только по команде машиниста поезда!).

Век “подземных трофеев” оказался не столь уж долог. Из-за отсутствия запасных деталей уже через 5—6 лет пришлось едва ли не треть “вэшек” снять с линии и отправить в резерв. Их поставили тогда на закрытых для пассажирского движения перегонах от “Киевской” до “Калининской” и потихоньку разбирали на запчасти. А после того как в 1958 году была пущена Филевская линия, вагоны “В” спешно переоборудовали для работы на этом радиусе столичного метро — поизносившуюся немецкую технику было не жалко “добивать”, эксплуатируя под дождем и снегом на наземных участках новой трассы. Последние трофейные вагоны из берлинской “подземки” были списаны в 1966 году.

Фасадная идеология

Многие здания в Первопрестольной выделяются, как говаривал поэт, “лица необщим выраженьем”. Иногда случалось, что какая-нибудь приметная архитектурная “физиономия” оказывалась неподходящей к “существующему политическому моменту”. И тогда — обязательная косметическая операция! Таких “прооперированных” можно заметить среди известных столичных построек. Фрагменты отделки их фасадов, сооруженных еще в дореволюционные времена, при коммунистах были “подправлены” в соответствии с идеологическими установками.

Вот, скажем, Ярославский вокзал. Шпиль его уже много лет венчает круг с пятиконечной звездой, а посреди ажурного “гребешка” главного корпуса вставлены серп-молот и надпись “СССР”. Однако на старых фотографиях можно разглядеть, что вместо звездочки первоначально было изображение герба города Ярославля — медведь, а на “гребешке” красовался гербовый двуглавый орел.

Похожая ситуация с вокзалом Киевским. На башнях главного фасада в 1912 году поместили майоликовые вставки с гербами Москвы и Киева — Георгием Победоносцем и Архангелом Михаилом. Но уже в 1930-е поверх такой “антисоветчины” налепили алебастровые барельефы с изображением герба СССР. Лишь несколько лет назад эти “нашлепки” были сняты.

От вокзалов — к гостиницам.

Верхнюю часть здания “Националя” украшает керамическое панно с промышленным пейзажем. Трубы, домны, заводы — этакая агитка за социалистическую индустриализацию! Подобный элемент декора не очень гармонирует с изысканным фасадом отеля, выполненным в стиле модерн. Исследователи выяснили, что “агитпейзаж” появился на здании в начале 1930-х (его изготовили по эскизам архитектора Ф.Рерберга). Но вот какая картинка красовалась на этом месте первоначально, узнать так и не смогли. На старых фотографиях “Националя” эта часть фасада “не читается”.

А с “Метрополем” большевики поступили проще и радикальнее. Они не стали уничтожать роскошное цветное панно “Принцесса Греза”, повторяющее холст знаменитого художника Михаила Врубеля, но зато убрали с фасадов керамический “поясок”, на котором прежде изображена была цитата из Ф.Ницше: “Когда выстроишь дом, понимаешь, что чему-то научился!” Ну разве можно, чтобы посреди коммунистической столицы красовалось изречение какого-то враждебного, раскритикованного товарищем Лениным философа?! Взамен прежнего “пояска” “Метрополь” снабдили новым — с “правильной” цитатой (естественно, ее взяли из сочинений “вечно живого” Ильича): “Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала”.

Вот это по-нашенски, по рабоче-крестьянски!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру