САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА НОВОМ КОДЕКСЕ

2 ноября 2002 в 00:00, просмотров: 586
Вы выехали на встречную…

Утратившая со вступлением в силу нового кодекса былой облик монстра, лишенная права по пустякам задерживать водительские удостоверения и брать (в нарушение закона) деньги на месте, ГИБДД взяла реванш: отодвинув на задний план самое экономически “рентабельное” для нее правонарушение — пьянку за рулем, на первую строчку гаишного хит-парада она возвела нарушение, именуемое выездом на полосу встречного движения. Со сменой “ориентации” статья 12.15 нового кодекса, таким образом, стала основной статьей милицейского дохода.

Понятно, что поворот налево в запрещенном для этого месте и грозящий штрафом в 50 рублей вряд ли подвигнет водителя на солидную взятку с целью “мирно разойтись”. Желание поделиться с инспектором ДПС может возникнуть лишь в том случае, если пересечение двух сплошных инспектор ДПС квалифицирует как выезд на встречную, ибо санкции за такое деяние весьма суровы — от 500 рублей штрафа до четырех месяцев лишения права управления! А потому сегодня вопреки нормам закона под “статью” о лишении сотрудники ДПС правдами и неправдами подгоняют всех водителей, так или иначе переехавших две сплошные линии разметки.

По неофициальным данным, за четыре месяца (со дня начала применения новорожденной статьи) Госавтоинспекция якобы за выезд на встречку возбудила несколько десятков тысяч дел в отношении столичных водителей и более полумиллиона — в отношении водителей “всея Руси”!

Бесспорно: движение навстречу транспортному потоку — один из самых опасных видов правонарушений. Но бесспорно и другое: не всякий водитель, оказавшийся на полосе встречного движения, в соответствии с новым кодексом и Правилами дорожного движения совершил (как это ни парадоксально звучит) именно выезд на встречную…

Возможность трактовать как выезд на “встречку” почти любой маневр, придорожным милиционерам подарили размытые формулировки статьи 12.15 — они не сумели дать ответ на вопрос, что считать выездом: разворот в обратном направлении, поворот в запрещенном для это месте налево или движение вперед по встречной с целью обгона или объезда глухой пробки?

Попытки выяснить в органах ГИБДД, что есть что, завершились крахом. Устранить сей казус, играющий на руку нечистоплотным придорожным милиционерам, и расставить все по своим местам помогли суды. Пресненский районный суд столицы, например (равно как и десятки других судов, рассматривавших подобные дела), не усмотрел в действиях водителя Ф. факт выезда на полосу встречного движения, поскольку водитель пересек две сплошные линии разметки для разворота и движения в обратном направлении — подальше от пробки. И поэтому был наказан судьей не лишением права управления (как того с пеной у рта требовали сотрудники ГИБДД Центрального округа столицы), а только штрафом в пять червонцев за разворот в запрещенном для этого месте. То есть в соответствии с частью 2 статьи 12.14 нового кодекса.

Судебная практика, таким образом, за последние четыре месяца уже десятки раз опровергла устойчивое представление придорожных милиционеров о том, что любое пересечение двух сплошных — это всегда (независимо от направления дальнейшего движения) есть выезд на “встречную” полосу.

Это значит, что примерно 60 процентов протоколов якобы о выезде на полосу встречного движения были составлены и продолжают составляться незаконно.

Однако не всякому крутящему баранку известно, что инспектор ДПС не моргнув глазом лихо подменяет одно правонарушение другим. А потому часть обманутых водителей по-прежнему подвергается (о, “счастливчики”…) штрафу в 500 рублей, а другая (неспособная толком объяснить, какой маневр совершал автомобиль) в судебном порядке лишается права управления на срок до четырех месяцев! Столь же плохо осведомленная, но более состоятельная прослойка водителей во избежание отлучения от баранки с печатью вины на челе сразу платит вымогателю в милицейском мундире до 100 американских рублей!

Понятное дело, аппетиты мздоимцев, опережая темпы инфляции, безудержно растут. И уже нередки случаи, когда сотрудники ДПС зарабатывают себе премиальные методом спланированных провокаций: они останавливают грузовики для проверки документов аккурат посреди проезжей части, вследствие чего для автомобилей, следующих в попутном направлении, выезд на “встречку” становится неизбежным…

На въезде в Москву, например, в районе микрорайона Ясенево уже четвертый месяц, как по графику, то и дело “ломаются” большегрузные фуры. И глохнут они всякий раз на одном, будто проклятом участке дороги — в двухстах метрах от стационарного поста ДПС и напротив места слияния транспортных потоков. Дабы объехать “намертво” вставшую махину, водители вынуждены проезжать через направляющий островок, давая тем самым повод инспектору ДПС (зорко следящему за добычей) немедленно состряпать протокол. Замечено: там, где выезд на полосу встречного движения в районе стационарных постов ДПС запланирован самими блюстителями дорожного порядка, протоколы, как правило, бывают заполнены загодя: в них уже указаны дата, место, вид нарушения и даже свидетели. Вписать остается лишь “реквизиты” нарушителя.

Сотрудникам ДПС, умышленно провоцирующим выезд на встречную или пересечение двух сплошных, активно помогают подельники из дорожно-эксплуатационных служб: на некоторых дорогах (особенно за городской чертой) они не предусмотрели достаточного количества мест для разворотов. Но даже там, где по плану таковые и существовали, за последние четыре месяца в большинстве своем они начали скоропостижно исчезать. Чтобы проехать, например, в аэропорт “Шереметьево”, двигаясь со стороны Зеленограда, необходимо проскочить аэропорт и развернуться едва ли не у самой Москвы! Понятно, что при наличии благоприятных условий избежать соблазна повернуть там, где удобно, а не там, где положено, не удается почти никому.

Новые методы окучивания водителей под прикрытием кодекса предполагают и новые способы самозащиты. А потому всякий раз, когда в ваш адрес выдвигается обвинение в выезде на полосу встречного движения (притом что вы развернулись и уехали в обратном направлении или повернули налево в неположенном месте), обязательно напишите в протоколе, что инспектор ДПС неправильно квалифицировал ваши действия, ибо ваши действия в первом случае подпадают под санкцию статьи 12.14, а во втором — под санкцию статьи 12.16. И за такие правонарушения предусмотрен штраф всего лишь в 50 рублей!

Привлеките к делу свидетелей и потребуйте вписать их в протокол. Если вы действительно, дабы не стоять в пробке, развернулись (а не рванули вперед по встречной), то свидетелей из числа дышавших вам в “спину” у вас будет предостаточно. Это, пожалуй, единственный прок от пробок…

Будьте начеку, если вдруг на вашем пути подозрительно раскорячится автомобиль, провоцируя вас на объезд препятствия по встречной полосе. Запишите его государственный регистрационный номер и номер хотя бы одной из мимо проезжающих машин — вам потребуются свидетели. И если за поворотом вас встретит милицейская засада, в протоколе об административном правонарушении обязательно укажите, что дорожная ситуация была спровоцирована самими сотрудниками ДПС, которые вместо принятия неотложных мер по устранению причины, создающей угрозу жизни людей и безопасности дорожного движения (как того требует от них приказ МВД № 297), занимаются лишь фиксацией последствий.

Но не спорьте с инспектором на дороге: даже если перед ним уже не стоит задача набить карманы, с ходу разобраться в правовых тонкостях ему все равно не удастся. Явитесь в ГИБДД и потребуйте направить ваше дело якобы о выезде на встречную полосу судье, ибо, как показывает опыт, только суд сумеет объективно определять, какой именно пункт Правил дорожного движения (или приказа министра внутренних дел) и кем был нарушен.

И помните: чем больше будет таких судебных решений, тем быстрее будет ликвидирована основная статья доходов придорожных милиционеров.

Вы пожелали оштрафовать... сотрудника ГИБДД

Авторы нового кодекса признали-таки, что виновным в совершении чего-нибудь противоправного может быть не только водитель — правонарушителем может запросто стать и сам придорожный милиционер. И впервые в истории административного права России ввели в кодекс статью 2.4, в соответствии с которой сотрудник ГИБДД, не исполняющий совсем либо исполняющий ненадлежащим образом свои служебные обязанности, должен нести административную ответственность в виде штрафа.

Диверсии со стороны сотрудников ГИБДД, подлежащие наказанию, законодатели разделили на две категории.

К первой категории статьей 12.35 они отнесли незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Такими ограничениями могут быть признаны в частности: задержание автомобиля за отсутствие у водителя экологического сертификата или отказ в выдаче талона о прохождении ТО по причине отсутствия в аптечке презервативов. Поскольку глупость отдельных членов надзирающих органов безгранична, такие случаи, увы, нередки. И законодатель решил: платить за нее должен сотрудник ГИБДД в размере установленного кодексом штрафа — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. На сегодняшний день — от одной до двух тысяч рублей!

Ко второй категории милицейских диверсий авторы нового кодекса статьей 12.36 отнесли воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств. Таким воспрепятствованием они посчитали (за исключением случаев, прямо предусмотренных кодексом): блокировку колес, эвакуацию транспортных средств, прицепов и тентов к ним, снятие номерных знаков, принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения лиц, имеющих действующее водительское удостоверение. Иначе говоря, все то, что прямо не предусмотрено законом, а рождено лишь воспаленной фантазией голодного милиционера.

Законодатели установили, что за подобные деяния сотрудники ГИБДД должны расставаться с личными накоплениями в размере предусмотренного кодексом штрафа — от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда. То есть по нынешним меркам — с суммой от полутора до двух тысяч рублей!

Понятно, что нанесенный его семейному бюджету урон в размере месячной зарплаты, сотрудник ГИБДД за неделю ударного труда легко восстановит на большой дороге. Но и то: штраф, наложенный на инспектора, хоть и пустячок, а все ж приятно.

Поскольку всякое правонарушение должно фиксироваться протоколом, а закон между тем не дал нам права составлять протокол на придорожного милиционера (а жаль!), зафиксировать художественную самодеятельность сотрудника ГИБДД можно только в жалобе на имя прокурора того района, на территории которого пристроился работать виноватый милиционер. И подать ее в срок не позднее десяти суток с момента конфликта. Однако необходимо быть готовым к тому, что все обвинения, предъявленные сотруднику ГИБДД, придется доказывать, ибо, в соответствии со статьей 49 российской Конституции, кто обвиняет, тот и доказывает вину.

P.S. В связи с тем, что основные положения кодекса мы успели разобрать по косточкам, а Правительство России до сего дня не установило порядок медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения, задержания транспортных средств, запрещения их эксплуатации и снятия регистрационных знаков, мы не имеем возможности комментировать самые острые положения кодекса. И потому приостанавливаем публикацию “Самоучителя”.

Но смеем заверить: судя по тому, в каких муках рождаются постановления кабинета министров об эвакуаторах и штрафстоянках, самое интересное — еще впереди…




Партнеры