“ЖЕЛЕЗНЫЙ” ВОЯЖ

Один профессор-француз, посвятивший жизнь изучению истории промышленности, рассказывал, что вокзалы в Америке пришли в полный упадок: там почти никто не ездит по “железке”, предпочитая автомобиль, автобус и самолет...

Наши вокзалы, слава богу, пока в неплохом состоянии. И по-прежнему не переводятся желающие отправиться в загранку на поезде. Во-первых, это те, кто боится самолетов. Во-вторых, романтики, желающие насладиться видами из окон.

В-третьих, прагматики, которым нужно провезти побольше багажа...


К сожалению, прямых железнодорожных маршрутов из Москвы за “дальнюю” границу не так уж много — в других случаях не обойтись без пересадок по пути. Отправляются “паровозики” с четырех вокзалов. Киевского (Белград, Будапешт, Загреб, София), Белорусского (Берлин, Кельн, Братислава, Варшава, Вена, Прага), Ленинградского — Хельсинки (с 27 декабря по 10 января будущего года добавится несколько дополнительных поездов на финские курорты — в Рованиеми, Куопио, Ювяскюля...) и Ярославского, чье название вряд ли ассоциируется у публики с конечными точками самых длинных маршрутов — в Улан-Батор, Пекин и Пхеньян.

Большинству пассажиров придется пересечь не одну границу, а значит, понадобятся и транзитные визы — их обязательно проверят пограничники на стоянках, которые занимают как минимум минут 40. При поездке в Австрию и Словакию, например, нужна чешская “транзитка”, в Югославию и Хорватию — венгерская, в Словению — венгерская и хорватская, в Китай — монгольская.

Чтобы получить заветную “транзитку”, которая стоит дешевле обычной визы, в посольство среди прочих документов надо предъявить ваш загранпаспорт с уже проставленной визой той страны, куда вы, собственно, направляетесь...

Вагоны на международных линиях, слава богу, тоже международного класса. Если точнее — он делится на первый и второй. “Первоклассные” купе — двухместные, со включенным в стоимость билетов питанием, которое проводник должен подать вам горячим, и уже постеленным бельем.

А во втором классе кроме обычных 4-местных могут встретиться и трехместные купе (все три полки — по одной стене, а нижняя раскладывается, образуя широкий “диван”). “Второклассники” должны платить проводнику за все услуги. Причем в валюте (средняя стоимость постели — два евро). Так что желательно захватить с собой мелкие купюры и монеты. Скажем, если вы едете в Польшу, — злотые, чтобы не расплачиваться за стакан чая долларами.

Поезда из Москвы ходят и заграничные — так, у отъезжающих в Варшаву есть шанс стать пассажирами польского состава (в нем как раз и оборудованы “трехполочные” купе, причем самым престижным считается верхнее место). Полки там снабжены ремнями безопасности — чтобы никто не свалился во сне, туалеты — лампочками типа “занято—свободно” и даже специальными одноразовыми салфеточками для сиденья унитаза. Всем путешественникам выдается бесплатный набор: щеточка для обуви, мыльце и полотенце, плюс один завтрак — правда, основное блюдо в нем — кекс.

Занятно, что польские проводники по своей инициативе стараются “рассортировать” пассажиров по половому признаку — одиноких мужчин к мужчинам, женщин — к женщинам. Если кто-то из наших читательниц испытывал на себе “прелести” поездки в СВ с незнакомым и не очень трезвым мужиком, то такую заботу оценит.

Главное развлечение для туристов на границе, не считая обязательных формальностей, — смена колес у состава. Дело в том, что ширина у российской железнодорожной колеи больше, чем у европейской (только с финской совпадает). Поэтому вагоны, которым предстоит въехать в “другую реальность”, приподнимают на специальных домкратах и “расставляют” им колеса. Опытные путешественники говорят, что пассажиры второго и последнего купе могут наблюдать визит рабочих в промасленной одежде, которые выворачивают колесные кронштейны. Свою одежду лучше спрятать — иначе заляпают...

Мало кто знает, что путешествующие на поездах могут посетить “Дьюти фри” — магазин беспошлинной торговли работает, скажем, на вокзале в Бресте.

Конечно, вес багажа, который вы везете на поезде, контролируется не так сурово, как в авиакомпаниях. И все же есть официальные ограничения. Каждый пассажир имеет право взять с собой не больше 36 кг ручной клади, а если купит дополнительные места, то каждое может “заполнить” 50 килограммами картин, корзин и картонок.

Хотите взять с собой ребенка? В Европу малюток, которым меньше 4 лет, можно везти на поезде бесплатно — конечно, если они спят вместе с папой или мамой, а не на отдельной полке.

Вашему чаду от 4 до 12 лет? Ему необходимо будет купить детский билет ценой в половину взрослого.

На маршрутах в Финляндию правила более “приятные”: бесплатный проезд для детей до шестилетнего возраста (без отдельного места) и “половинный” тариф для тех, кому от 6 до 16.

Если же вы решились ехать за границу с домашней живностью, то на этот случай существует свой регламент. К примеру, при вояжах в Западную Европу кошек и птиц разрешается провозить в счет ручной клади — конечно, при условии, что они обеспечены клетками и “домиками”.

А вот с собаками сложнее. Возить их можно и в первом, и во втором классе, но не больше двух “голов” в купе. При этом хозяин обязан выкупить все места в купе, временно превращенном в “собачью площадку”, да еще заплатить за каждого четвероногого любимца по пятидесятипроцентной таксе. Интересно, что запрещен провоз в Германию — даже транзитом — “собак агрессивных пород”. И всем без исключения псам закрыт въезд в Югославию.

Теперь — два самых главных вопроса. Сколько времени отнимет путь на поезде и в какую сумму обойдется железнодорожный вояж?

До конца декабря авиаперевозчики установили просто запредельные скидки — почти опустившись до уровня железнодорожных тарифов. Однако не факт, что такая “малина” продлится долго...

ВРЕМЯ В ПУТИ

Хельсинки — 14 ч. 13 мин.

Варшава — 20 ч.

Берлин — 27 ч. 12 мин.

Вена — 34 ч. 38 мин.

Прага — 35 ч. 14 мин.

Кельн — 35 ч. 36 мин.

Братислава — 35 ч. 06 мин.

Будапешт — 39 ч. 10 мин.

Белград — 48 ч. 55 мин.

Улан-Батор — 99 ч. 25 мин.

Пекин — 130 ч. 43 мин.

Пхеньян — 157 ч. 32 мин.



СКОЛЬКО СТОИТ?
(приведены также ж/д маршруты с пересадками)


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру